Поиск по сайту

Образовательная программа «Теоретико-хорового цикла»

Образовательная программа «Теоретико-хорового цикла» рассчитана на детей от 6 до18 лет. Сроки обучения составляет 7 лет для детей, поступающих в возрасте 6-9 лет и 5 лет для детей, поступающих в возрасте 10-11 лет. Основная форма учебно-воспитательной работы – групповые занятия. Уроки проводятся один раз в неделю по 65 минут по предметам «Сольфеджио» и «Хор», по 45 минут по предметам «Слушание музыки» и «Музыкальная литература».

Сольфеджио – одна из самых важных и трудных дисциплин в музыкальной школе. Основные задачи сольфеджио – развивать музыкальный слух, чувство метроритма и, что особенно важно, музыкальную память обучаемых. Кроме того, на уроках сольфеджио дети знакомятся  теоретическими основами музыки, элементами музыкального языка и учатся опознавать их как на слух, так и в нотном тексте. Навыки, приобретённые на уроке сольфеджио, учат слушать музыку не только воспринимая её эмоционально, но и  осознанно, узнавая знакомые элементы музыкального языка. На уроках сольфеджио учатся воспроизводить услышанное. Этому невозможно научиться ни на одном из других предметов музыкальной школы.

Цель и задачи программы: развитие творческих способностей и музыкального кругозора детей посредством освоения законов музыкальной грамоты.

Движение к этой цели осуществляется путем постановки и решения профессиональных и общепедагогических задач:

  • Развитие у учащихся музыкального слуха – мелодического, гармонического, ритмического;

  • Развитие творческих способностей на примере различных упражнений;

  • Развитие внимания, памяти;

  • Формирование музыкального вкуса, опыта музыкознания.

Программа курса сольфеджио включает следующие разделы:

  • Вокально-интонационные навыки;
  • Сольфеджирование и пение с листа;
  • Воспитание чувства метроритма;
  • Воспитание музыкально восприятия (анализ на слух);
  • Музыкальный диктант;
  • Воспитание творческих навыков;
  • Теоретические сведения.

Основными задачами музыкальных школ являются: формирование у детей любви и интереса к серьёзному музыкальному искусству, понимание народного, классического и современного музыкального творчества, развитие музыкальных способностей, а также подготовка активных слушателей и пропагандистов музыки. В решении этих задач ответственная роль принадлежит дисциплине «Музыкальная литература». Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания, способствующих единству художественного и технического развития юных музыкантов.

Целью программы по музыкальной литературе и слушанию музыки является создание предпосылок для музыкального и личностного развития учащихся, воспитания культуры слушания музыкальных произведений, необходимой для последующего освоения нового музыкального и понятийного материала, т.е. для приобщения к музыкальному искусству в целом.

Задачи программы:

  • Формирование осознанного отношения к миру музыкальных звуков как особой реальности, войти в которую можно только через чувственное восприятие характера музыки;

  • Развитие эмоционального восприятия через музыкальные впечатления;

  • Формирование первоначальных навыков слухового наблюдения музыки;

  • Знакомство с общими закономерностями музыкальной речи и основными музыкальными терминами;

  • Развитие долгосрочной памяти, посредством создания «фонда» музыкальных впечатлений и первоначальных знаний;

  • Развитие творческих способностей.

Хоровой класс в ДМШ занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Хор – это творческий коллектив, в нём побуждается способность к коллективному музицированию. Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня.

Преподаватели хора стремятся к тому, чтобы предмет хора объединял результаты всей учебной работы, был итогом педагогических усилий музыкантов всех дисциплин.

Задача преподавателя хорового класса – привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музициронании, учитывая, что хоровое пение наиболее доступный вид подобной деятельности.

Целью работы с детьми в процессе их обучения пению в хоре, является оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника хора, обучение его умению петь в хоре, формирование его певческой культуры.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Развитие голосовых данных;

  • Совершенствование музыкального слуха;

  • Овладение вокально-хоровыми навыками;

  • Выявление творческой индивидуальности учащегося.

Воспитательные:

  • Воспитание музыкально-эстетического вкуса на лучших образцах классического, зарубежного и русского музыкального искусства, национальной русской музыки;

  • Воспитание организованности, внимания трудолюбия, умения работать в коллективе.

Развивающие:

  • Развитие музыкальных способностей детей;

  • Расширение и обогащение музыкального кругозора;

  • Повышение культурного уровня учащихся.

 

Учебники по предмету Сольфеджио

для 7-летнего срока обучения

Учащимся  нулевых классов:

1. Ж. Металлиди. А.Перцовская. Сольфеджио. «Мы играем, сочиняем и поем» для дошкольной группы

2. Панова. Рабочая тетрадь по сольфеджио (прописи)

Учащимся 1 класса:

1. Ж. Металлиди. А.Перцовская. Сольфеджио «Мы играем, сочиняем и поем» для 1 класса

2. Золина Е.М. Домашние задания по сольфеджио для 1 класса

3. Первозванская Т.Е. - Мир музыки. Рабочая тетрадь для 1 класса

Учащимся 2 класса:

1. Ж. Металлиди. А.Перцовская. Сольфеджио «Мы играем, сочиняем и поем» для 2 класса

2. Первозванская Т.Е. - Сольфеджио на "пять". Рабочая тетрадь для 2 класса

3. Золина Е. М. Домашние задания по сольфеджио для 2 класса

Учащимся 3 класса:

1. Ж. Металлиди. А.Перцовская. Сольфеджио «Мы играем, сочиняем и поем» для 3 класса

2. Первозванская Т.Е. - Сольфеджио на "пять". Рабочая тетрадь для 3 класса

3. Золина Е. М. Домашние задания по сольфеджио для 3 класса

Учащимся 4 класса:

1. Ж. Металлиди. А.Перцовская. Сольфеджио «Мы играем, сочиняем и поем» для 4 класса

2. Первозванская Т.Е. - Сольфеджио на "пять". Рабочая тетрадь для 4 класса

3. Золина Е. М. Домашние задания по сольфеджио для 4 класса

Учащимся 5 класса:

1. Ж. Металлиди. А.Перцовская. Сольфеджио «Мы играем, сочиняем и поем» для 5 класса

2. Первозванская Т.Е. - Сольфеджио на "пять". Рабочая тетрадь для 5 класса

3. Золина Е. М. Домашние задания по сольфеджио для 5 класса

Учащимся 6 класса:

1. Ж. Металлиди. А.Перцовская. Сольфеджио«Мы играем, сочиняем и поем» для 6 класса

2. Первозванская Т.Е. - Сольфеджио на "пять". Рабочая тетрадь для 6 класса

3. Золина Е. М. Домашние задания по сольфеджио для 6 класса

Учащимся 7 класса:

1. Ж. Металлиди. А.Перцовская. Сольфеджио «Мы играем, сочиняем и поем» для  7 класса

2. Первозванская Т.Е. - Сольфеджио на "пять". Рабочая тетрадь для 7 класса

3. Золина Е. М. Домашние задания по сольфеджио для  7 класса

 

для 5-летнего срока обучения

Учащимся 1 класса:

1. Варламова А.А., Семченко Л.В. Сольфеджио для 1 класса

2. Золина Е.М. Домашние задания по сольфеджио для 1 класса

Учащимся 2  класса:

1. Варламова А.А., Семченко Л.В.  Сольфеджио для 2 класса

2. Золина Е. М. Домашние задания по сольфеджио для 2 класса

Учащимся 3 класса:

1. Варламова А.А., Семченко Л.В. Сольфеджио для 3 класса

2. Золина Е.М. Домашние задания по сольфеджио для 3 класса

Учащимся 4 класса:

1. Варламова А.А., Семченко Л.В. Сольфеджио для 4 класса

2. Золина Е. М. Домашние задания по сольфеджио для 4 класса

Учащимся 5 класса:

1. Варламова А.А., Семченко Л.В.  Сольфеджио для 5 класса

2. Золина Е. М. Домашние задания по сольфеджио для 5 класса

 

Учебники

по предмету Музыкальная литература

1-й год обучения:

М. Шорникова  «Музыка, ее формы и жанры»

 

2-й год обучения: 

М. Шорникова «Развитие западно-европейской музыки»

(С приложением на компакт-диске)

 

3-й год обучения:

 М. Шорникова «Русская музыкальная классика»

(С приложением на компакт-диске)

 

4-й год обучения:

М. Шорникова «Русская музыка XX века»

 (С приложением на компакт-диске)