Поиск по сайту

 

Раздел 2.
Особенности образовательного процесса в МБОУ ДОД «ДМШ».

2.1. Наименование и характеристика программ ДОД

 

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», содержание деятельности образовательного учреждения определяется единой образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой ОУ самостоятельно.

Целью образовательных программ музыкальной школы является создание необходимых условий для личностного развития, профессионально­го самоопределения, развития творческих способностей детей в об­ласти музыкального образования и эстетического воспитания.

Образовательные программы школы являются результатом твор­ческой работы педагогического коллектива, его стремления учесть конкретные образовательные запросы социума, потребности детей и родителей.

Образовательный процесс в ДМШ основан на реализации различных по уровню освоения образовательных программ – программы раннего развития музыкальных способностей, основного, облегченного и повышенного уровня, допрофессиональной подготовки.   

 

Всего программ

Количество программ по срокам реализации

до 2 лет

3 года

4 года

5 лет

7 лет

47

3

3

2

17

22

          Наименование  и  характеристика  программ  дополнительного  образования, сроки  реализации представлены в Приложении №1.

 

В 2013-2014 г. проведен анализ реализуемых образовательных программ в ДМШ:

-  79% образовательных программ (37 программ)являются модифицированными, 7% – авторскими, 14% – примерными (типовыми).

- 87% от числа реализуемых ДМШ образовательных программ являются долгосрочными, разноуровневыми, комплексными.

Обновлен банк образовательных программ, существующий в ДМШ с 2007 г. В текущем учебном году банк пополнен 6 модифицированными образовательными программами: «Современный курс изучения и освоения инструмента» Д.Н. Низова, «Фортепиано без границ» О.О. Горбуновой, «Жаворонок звонкий» И.А. Волковой, «Ступени мастерства» Г.В. Мишина, «Ступени мастерства» В.В. Ильина, «Гитара без границ» Е.В. Кривошеина.

Образовательные программы составлены с учетом индивидуальных способностей детей и в зависимости от степени их музыкальной одаренности позволяют создать каждому ребенку «ситуацию успеха». Это проявляется в вариативности зачетных требований, подборе учебного репертуара, выборе форм отчетности.

Организация образовательного процесса ДМШ опирается на эффективное использование современных образовательных технологий:

·         личностно ориентированное обучение

·         развивающее обучение

·         проблемное обучение;

·         КСО (коллективный способ обучения), групповые технологии;

·         проектные методы;

·         игровые технологии;

·         информационно-коммуникационные технологи;

·         здоровьесберегающие технологии.

Преподаватели органично сочетают в своей деятельности различные образовательные технологии, стремясь к разнообразию деятельности, и вырабатывают индивидуальный обучающий стиль. Использование педагогических технологий позволяет педагогам обрести новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и повышать его эффективность.

                          Реализуемые образовательные программы обучения 

    I ступень (дети 4-5, 5-6 лет) – отделение раннего развития музыкальных способностей.

Цели и задачи этой ступени:

1.Выявить и развить индивидуальные природные возможности, склонности и музыкальные данные ребенка.

2.Дать необходимые теоретические знания и выработать исполнительские навыки.

3.Определить интенсивность, цели задачи последующего этапа обучения.

На этом этапе формируется и начинает работать необходимый и уникальный по своему потенциалу творческий союз: «педагог-ребенок-родители», основу которого составляют: полное доверие, доброжелательность, заинтересованность, общность цели. Обеспечивает развивающее обучение, предусматривает комплексное формирование эстетических, координационно-двигательных, коммуникативных навыков с целью скорейшей адаптации детей к школе и выравнивание стартовых возможностей учащихся.

II ступень (1-4 классы) – начальный курс. Непродолжительность этой ступени (4 года) и завершенность делает ее доступной для всех детей, желающих заниматься музыкой.

Цели и задачи этой ступени:

1.Научить детей мыслить образами, эмоционально переживать происходящее.

2.Сформировать основные навыки пения, театрализации, движения.

3.Обозначить направленность интересов детей, что позволит предвидеть возможности их дальнейшего обучения, а так же направление и интенсивность этого обучения для каждого ученика.

4.Помочь ребенку активно и творчески войти в мир звуков и на собственном опыте познать природу музыкального искусства, благотворно влияющего на духовный мир учащихся, их нравственность и эстетические воззрения.

5.Раскрепостить творческую фантазию, расширить психоэмоциональный опыт. 

        III ступень (5-7 классы) – основной курс.

Цели и задачи этой ступени:

1.Расширить диапазон чувств детей.

2.Сформировать навыки культуры эмоций, мышления.

3.Углубить ЗУНы в области музыкального образования.

4.Воспитывать эмоционально-нравственную культуру.

5.Создать целостную систему проживания ребенком музыки, как акта художественного самовыражения.

6.Сформировать самоощущение каждого ребенка как значимой личности в сочетании с чувством коллективного «Я», что может быть обеспечено только в условиях совместной коллективной творческой деятельности.

7.Выработать стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, желанию сделать что-то новое, свое.

8.Передать ученику такие компоненты деятельности как целеполагание, планирование, анализ, контроль, оценка и т. п.

9.Увеличить долю самостоятельной деятельности ученика, выводить эту деятельность за пределы урока.

10.Использовать в каждом из вышеперечисленных направлений разные формы и методы работы и контроля над учебным процессом, но центральным, определяющим фактором оставить целесообразный подбор и использование художественно-педагогического репертуара: от любимого детьми, доступного, данного в облегченном изложении эстрадно-песенного материала до насыщенных и усложненных традиционных программ для профессионального восприятия.

IV ступень (8-9 классы) – профессионально-ориентированная (абитуриентская), является органичным продолжением предыдущей работы и нацелена на серьезную специализацию. Подготавливает учащихся для поступления в средние и высшие учебные заведения музыкального профиля.

Главные задачи обучения на этом этапе:

1.Воспитать чувство собственного достоинства, потребность непрерывно повышать собственные знания и собственную культуру.

2.Сформировать гуманитарное мышление, способность ставить перед собой разумные цели и выбирать наиболее оптимальные и правильные пути их достижения.

3.Развить музыкально-теоретическое мышление.

4. Сформировать потребность в саморазвитии и самовыражении, реализации сформированной учебной деятельности.

5. Подвести учащихся к осознанию процесса образования как средства постижения мира, профессионального самоопределения.

Школа осуществляет следующие основные виды образовательной деятельности - предоставление дополнительного  образования для детей по специальностям:

- фортепиано (срок обучения 7(8) и 5(6) лет);

- струнные инструменты (срок обучения 7(8) и  5(6) лет);

- народные инструменты (срок обучения 7(8) и 5(6) лет);

- народное пение (срок обучения 7(8) и 5(6) лет);

- духовые инструменты (срок обучения 7(8) и 5(6) лет);

- ударные инструменты (срок обучения 7(8) и 5(6) лет);

- эстрадные инструменты (срок обучения 7(8) и 5(6) лет);

- раннее развитие музыкальных способностей (срок обучения 1(2) года).

     Конкретный срок обучения устанавливается учебными планами образовательных программ по видам искусств.

2.2. Структура учебного плана

Организация образовательного процесса в МБОУ ДОД «ДМШ» регламенти­руется учебным планом, который составляется и утверждается Педагогическим советом школы ежегодно. Структура и содержание учебного плана школы  ориентированы на выявление и реализацию способностей ребенка на всех этапах его обучения.

На основе «Примерных учебных планов государственной, муниципальной детской музыкальной, художественной школы, школы искусств», рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации в 1996 году (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 23.12.1996 №01-266/16-12) и «Примерных учебных планов образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств» (новая редакция, Москва, 2005 год) Методический совет школы при содействии администрации ДМШ разработал учебные планы на2013-2014 учебный год, отвечающие требованиям современного образования.

В музыкальной школе учебные планы образовательных программ дополнительного образования детей по видам музыкального искусства (фортепиано, струнно-смычковые, ударные, духовые, народные, эстрадные инструменты, народное пение, раннее развитие музыкальных способностей) введены по следующим пунктам: 

1.               Обучение всех учащихся на начальной стадии по единым планам и графикам учебного процесса с последующей дифференциацией процесса обучения в зависимости от проявленных способностей, желания обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих);

2.               Создание условий для продолжения обучения по облегченному варианту рабочих учебных планов учащихся старших классов, профессионально ориентированных  в других областях знаний;

3.               Создание условий для повышенного уровня обучения учащихся старших классов, профессионально ориентированных в области музыкального искусства;

4.               Создание условий для дифференциации процесса общего  музыкально-эстетического и профессионально ориентационного обучения учащихся  в МБОУ ДОД «ДМШ».

Образовательные программы (ОП) разделяются по срокам обучения на долгосрочные 7-летние, 5-летние и краткосрочные 4-летние, 3-летние, одногодичные (двухгодичные) ОП  ранней профессиональной ориентации и раннего развития музыкальных способностей учащихся. Переход на ОП ранней профессиональной ориентации учащихся возможен после освоения полного курса 7-летней, 5-летней образовательной программы. Предмет «Слушание музыки» изучается со 2 класса, в 4 классе вводится предмет «Музыкальная литература» (7-летний курс).Предмет «Музыкальная литература» изучается со 2 класса (5-летний курс).

Учебные планы по всем видам искусства, состоят из двух частей - обязательной (неизмененной) и вариативной. Обязательная часть учебного плана - основа обучения в школе. Вариативный метод в учебных планах воплощается на уровне предмета по выбору. Все ОП различны по содержанию и способствуют дифференцированному обучению и индивидуальному подходу.

Учебные планы ОП «Фортепиано», «Струнно-смычковые инструменты», «Народные инструменты», «Духовые инструменты», «Ударные инструменты».

1. 5-летние ОП представляют собой курс обучения детей, поступающих в ДМШ в 1 класс в возрасте 9-11  лет.

2. 7-летние ОП для учащихся, поступающих в ДМШ в I класс в возрасте 7-8 лет.

3. ОП ранней профессиональной ориентации.

Максимальная нагрузка в 1 классе составляет 6,5 часов по 5-летнему и 6 часов по 7-летнему курсу обучения. В старших классах разница между основным и облегченным курсом 1,5 часа. При облегченном курсе обучения упрощаются программные требования на выпускном экзамене по специальности, а итоговая оценка по сольфеджио определяется контрольным уроком.

В учебный план входят обязательные предметы «Специальность», «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Слушание музыки», «Коллективное музицирование» и предметы по выбору, представленные в таблице:

Наименование предмета по выбору

1.

Ансамбль (малые формы)

2.

Второй музыкальный инструмент

3.

Индивидуальное сольфеджио

4.

Оркестровые трудности

5.

Сольное народное пение

6.

Академический вокал

7.

Эстрадный вокал

8.

Народное творчество

9.

Современная музыка

10.

Основы импровизации и сочинительства

11.

Вокальный ансамбль

12.

Народный хор

13.

Ансамбль народного пения

 

Учебные планы ОП «Эстрадные инструменты»

1. 5-летние ОП представляют собой курс обучения детей, поступающих в ДМШ в 1 класс в возрасте 9-11  лет.

2. 7-летние ОП для учащихся, поступающих в ДМШ в I класс в возрасте 7-8 лет.

3. ОП ранней профессиональной ориентации

Максимальная нагрузка в 1 классе составляет 6,5 часов по 5-летнему и 7-летнему курсу обучения. В старших классах разница между основным и облегченным курсом 1 час. Увеличение недельной нагрузки учащихся связано с введением обязательных предметов «Основы импровизации и сочинительства» и «Современная музыка». При облегченном курсе обучения упрощаются программные требования на выпускном экзамене по специальности, а итоговая оценка по сольфеджио определяется контрольным уроком.

Учебные планы ОП «Народное пение»

1. 5-летние ОП представляют собой курс обучения детей, поступающих в ДМШ в 1 класс в возрасте 9-11  лет.

2. 7-летние ОП для учащихся, поступающих в ДМШ в I класс в возрасте 7-8 лет.

        3. ОП ранней профессиональной ориентации.

Максимальная нагрузка в 1 классе составляет 7,5 часов по 5-летнему и 7- летнему курсу обучения. Увеличение недельной нагрузки учащихся связано с введением обязательных предметов «Народная хореография», «Народный вокал», «Сценическое движение», «Народное творчество». При облегченном курсе обучения упрощаются программные требования на выпускном экзамене по специальности, а итоговая оценка по сольфеджио определяется контрольным уроком.

Учебные планы ОП «Раннее развитие музыкальных способностей»

         1. 1-летние ОП для учащихся, поступающих в школу в возрасте 5 лет;

        2. 2-летние ОП для учащихся, поступающих школу в возрасте 4 года;

Минимальная недельная нагрузка учащихся 4 часа, максимальная – 6 часов. Обязательные предметы - ритмика, хор, сольфеджио. По желанию родителей (законных представителей) можно посещать предмет по выбору «Музыкальный инструмент», «Академический вокал», «Народное пение».

По уровню сложности обучение в ДМШ проводится по программе повышенного уровня (30%) (для способных и профессионально ориентированных детей), по программе основного музыкального развития  (65%)  и облегченного курса 5% (для детей, профессионально ориентированных  в других областях знаний).

 

Учебный план за  2013 - 2014 учебный год выполнен в полном объеме.