Поиск по сайту

 

 

«Поселить музыку в душе ребёнка, видеть, как влияет она на его становление, какие всходы даёт по мере его роста — это ли не смысл существования души человеческой!»

 

 

 

Такие слова я хочу сказать о музыкальной школе, о коллективе, который профессионально с искренней любовью и душевной теплотой отдает все свои силы воспитанию будущих музыкантов. И пусть ребенок выберет другую профессию, в душе у него все равно останется частичка тепла, света и любви к прекрасному, волшебному миру искусства, которую подарила ему музыкальная школа.

Директор МОУ ДОД
«Детская музыкальная школа»
Надежда Ивановна Удельнова.

ВИЗИТКА

В 1965 году в поселке им. Дзержинского Московской области была открыта детская музыкальная школа, где начали заниматься дети на фортепиано, баяне, аккордеоне. Именно с этого момента начался исторический отсчет существования детского музыкального учреждения и зародились основные принципы будущей деятельности. На должность директора школы был приглашён А.М. Олешкевич. Почти сразу школа стала культурным центром посёлка. Здесь не только проходило обучение детей, но и проводились лекции-концерты для местных жителей. Авторитет школы постепенно рос, её воспитанники с успехом выступали на различных концертных площадках Люберецкого района, а в 1966 году в посёлке Октябрьский был открыт филиал школы.

Постановлением мэра города В.И Доркина с 1 января 1997 г. ДМШ была преобразована в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей. С этого же года по настоящее время школу возглавляет Надежда Ивановна Удельнова — авторитетный руководитель, сплотивший вокруг себя единомышленников, создавший условия для педагогического творчества вследствие чего школа имеет своё неповторимое лицо и сложившиеся многолетние традиции, является культурным центром города.

Преподаватели школы составляют крепкое профессиональное звено, хороший потенциал навыков и знаний, которые они передают плеяде подрастающего поколения. Более 55 % педагогического коллектива имеют высшую и первую квалификационные категории. Школа гордится учителями, стоящими у ее истоков, такими как А.М. Олешкевич, Л.В. Олешкевич, М.Л. Успенская, Д.В. Аргасова, Л.В. Шишкина, Т.В. Боровикова, Т.С. Метелёва и др.

С большим уважением и с особой теплотой мы относимся к нашим коллегам, проработавшим долгие годы и внесшим значительный вклад в становление и развитие школы: Л.В. Атановой, Н.В. Бобровой, Л.М. Одинцовой.

Музыка — это, пожалуй, единственный вид искусства, в котором достижение ребёнком значимых результатов возможно лишь при полной гармонии между ним и учителем. И это хорошо понимают в ДМШ, где работает целое созвездие преподавателей, глубоко преданных музыке и безгранично любящих детей. Это А.А. Алкачева, Т.В. Белова, И.Г. Худякова, В.М. Шепель, Т.В. Егорова, Е.В. Маркина.

Хорошей традицией является возвращение выпускников в стены родной школы в качестве преподавателей. В настоящее время продолжают фортепианные традиции преподаватели - выпускники школы: Мигачёва Л.В., Рапатюк Н.А., Зорина О.А., Горбунова О.О., Петинова Т.В., Теряева М.В., Чикаидзе Р.Р.

 

По-прежнему актуальны слова Д.Б. Кабалевского, который считает, что учитель «…должен любить музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, он должен относиться к музыке с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызвать в детях любовь к тому, что не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечён". Поэтому наше педагогическое кредо звучит так: «Научить можно только тому, что любишь!»

 

Сегодня школа - это живое, развивающееся, востребованное временем и городом учебное заведение, куда, вот уже 45 лет каждый день приходят дети от 4 до 17 лет на неповторимую встречу с искусством. Открылись новые отделения, работающие по тщательно разработанным экспериментальным планам, адаптированным и авторским программам, выявляя и развивая у детей особые природные данные, приобщая их к национальным и мировым достижениям в области музыкально-исполнительского искусства, обеспечивая начальную допрофессиональную подготовку, высокий духовно-нравственный облик и гармоничное развитие каждого учащегося.

Всего окончили полный курс обучения в ДМШ более тысячи человек. Пятьдесят из них, продолжив дальнейшее образование в музыкальных и педагогических ССУЗах и ВУЗах, выбрали для себя профессию в любимой сфере искусства.

Как образовательное учреждение дополнительного образования детей, школа заняла достойное место в культурно-образовательном пространстве нашего города.

Важнейшие составляющие концепции школы - духовность, творчество и культура. Это три приоритетных стратегии, на базе которых можно развивать педагогическую теорию и совершенствовать практику образования.

За высокие результаты в музыкальном образовании и воспитании подрастающего поколения, за добросовестный труд и любовь к профессии учащиеся и преподаватели школы удостоены множества наград, отмечены премиями, призами, грамотами, дипломами и губернаторскими стипендиями.

Юные музыканты достойно защищают профессиональную честь города на самых престижных Всероссийских и Международных конкурсах и фестивалях. Творческий путь лауреатов и дипломантов охватывает города России и дальнее Зарубежье: Болгария, Германия, Венгрия, Сербия. Успех школе принесли более 150 имен. Секрет их результативности кроется в удивительной творческой атмосфере, превращающей обучение музыке из титанического труда в часть жизни, в то, без чего само существование ребёнка становится просто невозможным.

Воспитать и развить Человека с большой буквы — смысл работы нашей музыкальной школы, которой в 2010 году исполняется 45 лет.

 

Образовательная модель

За долгие годы экспериментов и творческих исканий сложилась оптимальная образовательная модель, позволяющая широко охватить эстетическим образованием и воспитанием большое количество детей. Сегодня на 8 отделениях обучается более 350 детей. Созданы комфортные условия для обучения: уютные классы, качественные музыкальные инструменты. Постоянно пополняются новинками фонды школьной медиатеки.

В школе обучаются дети в возрасте от 4 до 17 лет, обладающие музыкальными способностями различного уровня, желающие получить начальное и допрофессиональное образование в области искусства. Каждому учащемуся предоставляется большой выбор целей, форм, методов, темпов обучения, путей и условий самореализации.

В музыкальной школе учащиеся расширяют общий кругозор, приобретают мотивацию к дальнейшему повышению своего культурного уровня, создают эстетические и нравственные ориентиры для дальнейшей жизни в социуме, совершенствуют свои способности для продолжения образования в области искусства.

Срок обучения в ДМШ ограничивается временными рамками 5 или 7 лет. Предусмотрены два уровня: начальный и основной курсы. Обучение всех учащихся на начальной стадии (I-IV классы) производится по единым планам и графикам учебного процесса с последующей дифференциацией обучения (V-VII классы) по основному или облегченному варианту учебного плана в зависимости от проявленных способностей, желания обучающихся и их родителей.

Таким образом, многопрофильная и двухуровневая образовательная структура ДМШ в силу широты диапазона спектра образовательных услуг, позволяет решить главные задачи дополнительного образования:

  • охват детей эстетическим образованием;

  • выявление талантливых детей, предоставление им возможности для развития и совершенствования способностей, профессионального роста;

  • дифференцированный подход к обучению в зависимости от музыкальных способностей и желания; предоставление возможности учащимся индивидуального образовательного уровня;

  • обеспечение допрофессиональной подготовки учащихся, избравшим для себя жизненный путь музыканта, преподавателя, артиста;

Школа работает по трем направлениям:

  • обучение по стандартной академической программе, где приоритет отдается классической музыке разных стилей и жанров.

  • обучение по усиленной академической программе для учеников планирующих продолжать профессиональное музыкальное образование и участвовать в городских, республиканских и международных конкурсах.

  • обучение по программе с акцентом на популярную классическую, народную, эстрадную, джазовую музыку, на общее музыкальное воспитание детей.

     

Отделения школы

В школе реализуется образовательная программа полного курса обучения базового начального музыкального образования по 15 специальностям на восьми отделениях: отделение раннего развития музыкальных способностей, фортепианное отделение, народные инструменты, народное пение, струнно-смычковое отделение, духовые, ударные и эстрадные инструменты.

Диагностика музыкальных и психофизических задатков ребенка начинается в 4-5 летнем возрасте в подготовительной группе на отделении «Раннее развитие музыкальных способностей». Индивидуальные и групповые занятия с малышами позволяют к концу года определить склонности ребят, их приспособляемость к различным музыкальным инструментам, выявить вокальные и хореографические данные, актерские способности.

Учащиеся инструментальных отделений обучаются на классических и народных инструментах; воспитанники народного пения - сольному и хоровому пению.

Фортепианное исполнительство занимает одну из ведущих линий музыкально-эстетического воспитания школы. Традиционно это самое большое по численности отделение, здесь обучаются более 120 учащихся. Обучение исполнительскому искусству направлено на выявление творческих наклонностей, формирование художественной индивидуальности учащихся, приобщение к музыкальной культуре, расширение общего кругозора ребят, а также достижение ими уровня образованности, позволяющего ориентироваться в ценностях мирового культурного пространства. На отделении работают 14 преподавателей, из которых 8 имеют высшую категорию. Преподаватели отделения проводят большую воспитательную, методическую, концертную деятельность, постоянно работают над повышением профессионального мастерства. Показателем уровня подготовки учащихся являются многочисленные победы на различных конкурсах. Высокое профессиональное мастерство на международных, всероссийских, региональных, областных и межзональных конкурсах демонстрируют Фирулик Елизавета, Скобельский Андрей, Скубенко Анастасия, Милачич Татьяна.

Уже в течение десяти лет ДМШ является непосредственным организатором проходящего раз в два года открытого городского конкурса «Юный пианист», в котором за это время приняли участие около 400 пианистов из разных городов Московской области.

 

 

 

Отделение народные инструменты ведет обучение на домре, балалайке, гитаре, баяне, аккордеоне. Произведения народного творчества помогают понять, полюбить историю и искусство своего народа. Широкое развитие в России исполнительства на русских народных струнных инструментах, начатое В.В. Андреевым, привело к постоянному совершенствованию уровня исполнительства. Наши ученики имеют возможность сверять свои способности с другими участниками конкурсов различного масштаба. Это Чумичев Михаил, Полякова Елизавета, Жигулев Геннадий, Федотова Елизавета, Грешилов Илья, Шемягин Петр.

 

Младшая группа ансамбля народного пения «Голюбовская горка», руководитель Т.В. Егорова.

 

 

 

 

Отделение народное пение укомплектовано преподавателями - настоящими профессионалами своего дела. Они - выпускники различных музыкальных учебных заведений, что позволяет творчески сосуществовать в школе разным музыкально- педагогическим школам. На отделении царит атмосфера творчества и присутствует дух соревнования. Работа преподавателей с уже солидным стажем и пополнение молодыми специалистами способствует постоянному творческому поиску и совершенствованию.

Визитной карточкой города стал созданный в 1998г. фольклорный ансамбль «Голюбовская горка», художественным руководителем которого является Н.И. Удельнова. Она является душой коллектива, родником идей и источником неиссякаемой энергии, незаурядной и талантливой личностью.

Коллектив ведёт большую внутришкольную работу, принимает участие в культурно- массовых мероприятиях города. Яркий, самобытный, с подлинно народным репертуаром, ансамбль популярен не только в г. Дзержинском, но и хорошо известен на сценических площадках г. Москвы и Подмосковья.

Стремление к сохранению исторических корней русской национальной культуры, народных песенных традиций прослеживается на протяжении всего творческого пути коллектива, что позволяет профессионально грамотно и сценически ярко воплощать музыкальный фольклор на сцене. Выступления ансамбля всегда носят живой, импульсивный, импровизационный характер; народные песни в их распеве представляют собой стилистически тонкие аранжировки, в которых органично сочетаются бережное отношение к традиционным элементам и современное прочтение песенного фольклора. При этом сохраняется главное качество традиции – сущность русской песенной культуры, ее глубина и открытость, духовная чистота и жизнелюбие. Высокий профессионализм и мастерство ансамбля подтверждено компетентным жюри областных и российских конкурсов: дипломом I-го фестиваля детского и юношеского творчества «Новые имена Подмосковья» (2004г.), дипломом «Гран-при» областного фестиваля-конкурса «Юные таланты Московии» (2007г., 2010 г.), дипломом лауреата I степени Российского фестиваля-конкурса «Орлята России» (2007г.), дипломом лауреата I степени Х Открытого конкурса учащихся ДМШ и ДШИ исполнителей народной песни в г. Электросталь (2009г.), дипломом I Международного конкурса народного песенно-танцевального искусства молодёжи и студентов «Танцуй и пой, Россия молодая» (2009г.), дипломом лауреата II Московского фестиваля-конкурса «Лица друзей» (2010г.).

Вокальное и сценическое мастерство, самозабвенное вдохновение и огромная любовь к народному искусству фольклорнрго ансамбля «Голюбовская горка», оставляют яркий след в памяти слушателей.

 

Наряду с индивидуальными занятиями по специальности, учащиеся получают знания по предметам теоретического цикла. Это сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки и др. Здесь дети постигают тайны нотописи, изучают азы музыкальной грамоты, знакомятся с жизнью и творчеством выдающихся композиторов, учатся понимать природу музыки, её специфику. На отделении проводятся олимпиады по сольфеджио и музыкальной литературе, победители этих олимпиад достойно представляют школу на зональных и межзональных конкурсах. Так в 2010 г. учащаяся 5 класса Дудкина Маша заняла первое место на Межзональном конкурсе «Весенние нотки-2010» по сольфеджио.

Большой вклад в становление и развитие отделения внесли замечательные преподаватели, это Басова Л.С., Боровикова Т.В., Зорина О.А., Зенина Ю.Л., Метелёва Т.С.

В школе большое внимание уделяется коллективному музицированию: хор, народный оркестр, ансамбли – это мастерские, где рождается высокая любовь к музыке, понимание необходимости ежедневного труда, где осуществляются намеченные планы и сбываются желанные мечты.

За год учащиеся и преподаватели ДМШ выступили в более 100 концертах.

Старший хор под управлением О.А. Зориной в 2010 году стал лауреатом зонального конкурса хоровой музыки в г.Коломне.

Наиболее ёмко позиция педагогов школы в общении с учащимися выражается в соблюдении этических правил «трёх П»: понимание (умение видеть детей «изнутри»); принятие (безусловно положительное отношение к ученику, независимо от того, каких «показателей» он достиг); признание уникальности, неповторимости личности ребёнка (отказ от «подгонки» его личности под какой-либо шаблон).