Поиск по сайту

Образовательная программа «Струнно-смычковые инструменты»

Образовательная программа «Струнно-смычковые инструменты» рассчитана на детей от 6 до 18 лет. Сроки обучения составляет 7 лет для детей поступающих в возрасте 6-9 лет и 5 лет для детей поступающих в возрасте 10-11 лет. Основная форма учебно-воспитательной работы – индивидуальные занятия. Уроки проводятся два раза в неделю по 45 минут.

Образовательная программа «Струнно-смычковые инструменты» имеет художественно-эстетическую направленность, является модифицированной и разработана на основе Примерной программы по предмету музыкальный инструмент (скрипка) для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств) – М.,2002 г., утвержденной Министерством культуры РФ, НМЦ по художественному образованию.

Программа «Струнные инструменты» определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДМШ, направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики (сольной, ансамблевой), самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

Программа построена на принципах

  • Принцип индивидуального подхода – максимальное развитие присущих каждому ученику черт, свойств и особенностей, составляющих творческую музыкальную индивидуальность;

  • Технической и художественной доступности учебного материала с учетом возрастного фактора и степени продвинутости учащихся;

  • Последовательности и постепенности (от простого к сложному);

  • Наглядности обучения – показ (иллюстрация) и объяснение;

  • Активности – максимальное участие ученика в учебной деятельности;

  • Дифференцированный – группировка учащихся на основе их способностей.

Цели и задачи предлагаемой программы совпадают с типовой программой, а изменения коснулись содержательной части в соответствии с уровнем учащихся. С этой целью сохранен порядок нарастания методических трудностей, расширены, дополнены и несколько перегруппированы отдельные разделы программы. (В программу вошли произведения современных авторов, переработаны требования к академическим концертам и техническим зачетам, а также новые упражнения с определенной методической направленностью).

 

Цель и задачи образовательной программы
«Струнно-смычковые инструменты»

Цель:

  1. Развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности до уровня самореализации, самовыражения посредством игры на скрипке.

  2. Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, позволяющих выпускнику самостоятельно ориентироваться в ценностях музыкального культурного пространства.

Задачи:

Образовательные:

  • умение использовать навыки выразительного исполнения: через чистоту интонирования, расширения тембровых красок, тонкость динамических оттенков, чувство фразировки;

  • умение выразительно исполнять соло, уметь слышать и контролировать качество звука, исполнение своей партии в соответствии с художественной трактовкой произведения в целом, формировать эстетические отношения к качеству звучания;

  • овладение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для исполнительской деятельности на скрипке, умение самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять произведения разных жанров и направлений.

Развивающие:

  • формирование художественного вкуса учащихся на лучших образцах народного музыкального творчества, классиков русской и зарубежной музыки, советских и современных композиторов;

  • развитие и выявление наиболее одаренных в музыкальном отношении детей и готовить их к поступлению в музыкальные училища.

Воспитательные:

  • воспитание  у учащихся эмоционально-ценного отношения к музыке, устойчивого интереса к ней, музыкального вкуса учащихся, потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию: слушательской и исполнительской культуры учащихся;

  • создание на занятиях атмосферы творческого сотрудничества ученика и педагога; укрепление чувства ответственности за результат работы; участие в активной концертной деятельности;

  • создание среды, способствующей расширенному воспроизводству знаний, включение учащихся в социально полезную деятельность, организация содержательного досуга и занятости, адаптации их жизни в обществе.

Мотивационные:

  • мотивация школьника на получение музыкального образования, позволяющее ему приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно;

  • создание внутреннего комфорта для делового общения, поддержка, укрепление и развитие положительной мотивации;

  • обеспечение формирования и совершенствования учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развитие волевой сферы по достижению учебно-познавательных целей, самооценку действия.

Организация учебного процесса образовательной программы «Струнно-смычковые инструменты»

Данная программа создает равные «стартовые» возможности каждому ребенку, четко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывает помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.

Период обучения скрипачей в ДМШ условно разделен на два этапа.

Первый этап.

С 1 – 4 классы – младшие классы.

Этап обучения в младших классах заключает в себе задачи:

  • Совмещение развития двигательных навыков учащегося со слуховым восприятием результата движения, создание качественно нового для ребенка слухо-двигательного навыка;

  • Максимальное развитие начальных навыков учащегося, создание «фундамента» исполнительского мастерства будущего музыканта;

  • Овладение грамотным и осмысленным умением чтения нотного текста;

  • Приобретение положительной мотивации  ученика  к занятиям, к музыке, к инструменту.

Второй этап.

С 5 – 7 – старшие классы.

Задачи обучения в старших классах:

  • Возрастание интереса к музыке, музицированию;

  • Овладение учащимися знаниями о характерных чертах важнейших жанров и особенностях стиля композиторов разных творческих направлений;

  • Осуществление интегрированного подхода к освоению музыкального репертуара в классе скрипки, достижение высокого художественного уровня исполнения;

Методы, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические, а также аудиальные. Сочетание показа на инструменте со словесным объяснением является наилучшей формой классной работы, стимулирующей интерес, внимание и активность учащегося.

Работа над выразительностью исполнения, качеством звука, интонацией, ритмом и динамикой последовательно проводится на протяжении всех лет обучения учащихся в школе.

 

Ожидаемые результаты освоения образовательной программы
«Струнно-смычковые инструменты»

Реализация программы обеспечивает следующие ожидаемые результаты учащихся:

  • Умение самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять произведения основных жанров и стилевых направлений из репертуара школы;

  • Быть подготовленным слушателем классической музыки, обладать общим музыкальным развитием;

  • Желание продолжить обучение;

  • Формирование личности учащегося как индивидуума;

  • Умение передавать выразительность музыки и ее содержание; проявить творческое начало в передаче характера произведения.

Результатами освоения данной образовательной программы являются не только профессиональные навыки, умения и знания, но и общее гуманитарное развитие детей. Отличительной  особенностью программы является ориентирование  образовательного процесса на внутренний эмоциональный мир ребенка и его обогащение.