Поиск по сайту

 

            Дополнительная предпрофессиональная     образовательная программа в области музыкального искусства

                  «Струнные инструменты»

    «Волшебный мир музыки»

              П.О.01. Музыкальное исполнительство

                                   СКРИПКА

 

 

                                                    Составитель программы:

                                  Преподаватель МБОУ ДОД «ДМШ»                                                                          Шелина Г.Л.

                                                                                                                 

 

                                

                                                   Срок реализации 9 лет

                                                                   Возраст обучающихся  6.5 - 8 лет.

 

 

                        г.о. Дзержинский М.о. 2012 г.

                                   

 

 

 

 

                    Пояснительная записка.

         Программа «Волшебный мир музыки» по скрипке разработана на основе Федеральных государственных требований (ФГТ).

Данная программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

§  выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

§  создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

§  приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на скрипке, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

§  приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого или оркестрового исполнительства;

§  приобретение детьми опыта творческой деятельности;

§  овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

§  подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

 Программа «Волшебный мир музыки» разработана с учетом преемственности основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства, с учетом сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Программа ««Волшебный мир музыки»»  ориентирована на:

§  воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

§  формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

§  формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

§  воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

§  формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

§  выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

 Срок освоения программы ««Волшебный мир музыки»» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с  шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы ««Волшебный мир музыки»» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или  среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

 МБОУ ДОД «ДМШ» имеет право реализовывать программу «Волшебный мир музыки» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.  

 При приеме на обучение по программе «Волшебный мир музыки» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти.

ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы «Волшебный мир музыки», разработанной образовательным учреждением, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.

Применяемые педагогические технологии:

- компьютерные технологии,

- технология личностно-ориентированного обучения,

- технология развивающего обучения,

-  технология проблемного обучения,

-  технология моделирования художественно-творческого процесса.

 

 

 Минимум содержания программы «Волшебный мир музыки»

 

 Результатом освоения программы «Волшебный мир музыки» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

 

 в области музыкального исполнительства:

- знания художественно-эстетических и технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле и (или) оркестре на струнном инструменте;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей на струнном инструменте;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на струнном инструменте;

- умения создавать  художественный образ при исполнении музыкального произведения на струнном инструменте;

- навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;

- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений, как на струнном инструменте, так и на фортепиано;

- навыков подбора по слуху;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых и (или) оркестровых);

 

в области теории  и истории музыки:

– знания музыкальной грамоты;

– знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

– первичные знания в области строения классических  музыкальных форм;

– умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на струнном инструменте и фортепиано;

– умения осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

– навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

– навыков восприятия элементов музыкального языка;

– навыков анализа музыкального произведения;

– навыков записи музыкального текста по слуху;

– навыков вокального исполнения музыкального текста;

– первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

 

 Результатом освоения программы «Волшебный мир музыки» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных требований  является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

 

в области музыкального исполнительства:

- знание основного сольного, ансамблевого и (или) оркестрового репертуара (произведений для струнного ансамбля, камерного оркестра, малого симфонического оркестра, солиста в сопровождении струнного ансамбля и камерного оркестра);

- знание различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

– умения исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле и (или) оркестре на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

 

в области теории и истории музыки:

– первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;

– первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);

– умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с  объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

– наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);

– навыков сочинения и импровизации музыкального текста;

– навыков восприятия современной музыки.

 

 Специальность:

 

 

– наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

 

– сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий  использовать многообразные возможности струнного инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

 

 

– знание репертуара для струнного инструмента, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;

– знание художественно-исполнительских возможностей струнного инструмента;

– знание профессиональной терминологии;

– наличие умений почтению с листа музыкальных произведений,

– навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом  исполнения музыкального произведения;

– навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению  анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных   технических приемов;

– наличие творческой  инициативы, сформированных представлений  о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

– наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

– наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

         Ансамбль:

– сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

– знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для различных камерно-инструментальных составов) из произведений отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к коллективному творческому исполнительству;

– знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;

– навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

 

 Фортепиано:

– знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;

– знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

– владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

 

             Хоровой класс:

 знание начальныхоснов хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

навыки коллективного хорового исполнительского творчества;

сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

 

Сольфеджио:

сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:

знание профессиональной музыкальной терминологии;

умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

 

 Слушание музыки:

– наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

– способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

– умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

 

 Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

– первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

– знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

– знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

– умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

– навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

– знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;

– знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

– знание профессиональной музыкальной терминологии;

– сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов; 

умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

– навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

 

 Элементарная теория музыки:

знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);

– первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;

– умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с  объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

– наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).

 

 

           График образовательного процесса.

Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы «Волшебный мир музыки» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.                        С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе  устанавливаются дополнительные недельные каникулы.  Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившие к освоению образовательной программы «Волшебный мир музыки» со второго по седьмой классы включительно, имеют право на освоение данной образовательной программы по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (восьмой и девятый) поступление обучающихся не предусмотрено.

Образовательная программа рассчитана на девять лет, занятия индивидуальные , 2 раза в неделю, возраст детей от 6,5 до 15 лет. I-III младшие классы, IV-Vсредние классы, VI-VIIстаршие классы, в VIII-IХ классы зачисляются учащиеся, проявившие профессиональные способности и склонность к продолжению музыкального образования.

         По окончании обучения следует ожидать следующих результатов:

воспитание творческой личности, способной к самосовершенствованию и профессиональному самоопределению, развитие стойкого интереса к музыке, любознательность, стремление к самостоятельному изучению музыкального наследия,  воспитание слушателя ценителя музыки, овладение исполнительскими навыками.

 

 Контроль успеваемости. Система и критерии оценок.

 

 Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств.

 Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года, при этом во втором полугодии – по каждому учебному предмету. По решению МБОУ ДОД  оценка результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться и по окончании четверти.

 Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок.

  Экзамены, контрольные уроки, зачеты  проходят в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ.

Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.

     Зачет и контрольный урок проводятся в конце полугодий (возможно и четверти).

     При проведении дифференцированного зачета качество подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).  

 

 Экзамены проводятся в период промежуточной (экзаменационной) аттестации, время проведения которой устанавливается графиком учебного процесса.

     Репертуарный перечень составляется на основе программы учебного предмета.

 Критерии оценки качества подготовки обучающегося должны позволить:

-    определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету;

-     оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

1) Специальность;

2) Сольфеджио;

3) Музыкальная литература.

 

 

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

Ÿ  знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;

Ÿ  знание профессиональной терминологии, репертуара для струнных инструментов, ансамблевого и оркестрового репертуара;

Ÿ  достаточный технический уровень владения струнным инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;

Ÿ  умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;

Ÿ  наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

 Качество подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

    Формы промежуточной и итоговой аттестации.

       Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: академических концертах, зачетах, контрольных уроках, а также открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.

 Выпускные экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в  VIII и IХ классах. При выведении итоговой оценки учитывается промежуточная аттестация учащихся.

       На выпускной экзамен выносится этюд, крупная форма, две пьесы разного жанра. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с выпускной программой (без оценки).

Переводной экзамен проводится в IV классе.

В остальных классах учащиеся выступают на академических концертах.

        За учебный год преподаватель должен пройти с учеником 4-5  произведений, разных по форме и по жанру. При такой организации академических концертов педагог имеет возможность показывать ученика по мере готовности программы.

        Способным и профессионально ориентированным учащимся рекомендуется в течение года выступать не менее 3 раз на академических концертах. Количество исполняемых ими произведений не ограничивается.

        Участие в прослушиваниях, концертах и конкурсах равнозначно выступлению на академическом концерте.

        Технические зачеты проводятся 2 раза в год: в конце октября и в конце февраля. Технический зачет проводится среди учащихся II, III, IV, V, VI, VIIклассов.

 

 

                                    Содержание программы.

                      Годовые  зачетно-экзаменационные требования.

 

Класс

Первое полугодие

Второе полугодие

I класс

Академический концерт (декабрь):  две разнохарактерные пьесы.

 

Академический концерт (апрель):   две разнохарактерные пьесы.

II класс

Технический зачёт (октябрь).

Академический концерт (декабрь):  две разнохарактерные пьесы.

 

Технический зачёт (февраль).

Академический концерт (апрель): две разнохарактерные пьесы или одна часть крупной формы.

 

III класс

Технический зачёт (октябрь).

Академический концерт (декабрь):  две разнохарактерные пьесы.

 

 Технический зачёт (февраль).

Академический концерт (апрель): две разнохарактерные пьесы или одна часть крупной формы.

 

IV класс

Технический зачёт (октябрь).

Академический концерт (декабрь):  две разнохарактерные пьесы.

 

Технический зачёт (февраль).

Переводной экзамен (апрель): одна часть крупной формы и пьеса.

 

V класс

Технический зачёт (октябрь).

Академический концерт (декабрь):  крупная форма.

 

Технический зачёт (февраль).

Академический концерт (апрель): одна часть крупной формы или две разнохарактерные пьесы.

 

VI класс

Технический зачёт (октябрь).

Академический концерт (декабрь)

две разнохарактерные пьесы.

 

Технический зачёт (февраль).

Академический концерт (апрель): крупная форма.

 

VII класс

Технический зачёт (октябрь).

Академический концерт (декабрь):  крупная форма или две разнохарактерные пьесы.

 

Технический зачёт (февраль).

Академический концерт (апрель): одна часть крупной формы.

 

VIII класс

Декабрь: 1-ое прослушивание выпускников. Два любых произведения  выпускной программы наизусть.

Программа выпускного экзамена:

Этюд,

Две разнохарактерные пьесы,

Крупная форма.

 

Апрель: 2-ое прослушивание выпускников. Вся программа наизусть.

 

Май (середина). Выпускной экзамен.

IX класс

Декабрь: 1-ое прослушивание выпускников. Два любых произведения  выпускной программы наизусть.

Программа выпускного экзамена:

Гамма, арпеджио,

Этюд,

Пьеса,

Крупная форма.

 

Апрель: 2-ое прослушивание выпускников. Вся программа наизусть.

 

Май (середина). Выпускной экзамен.

 

 

 

 Технический зачет включает исполнение:

1.     2 гамм  (мажор, минор), арпеджио.

2.     Этюд.

3.     Чтение с листа.

4.     Знание музыкальных терминов.

 

 

 

 

                                Годовые технические требования.

 

II класс.

 

Гаммы: G-dur в две октавы, e-mollв одну октаву, B-durв две октавы, g-mollв одну октаву. Длительности – до 8-х нот на смычок. Штрих – legato, деташе,  martele.

Арпеджио: тоническое трезвучие и квартсекстаккорд.

Этюд, соответствующий уровню класса.

 

IIIкласс.

 

Гаммы: C-dur в две октавы (IIIпозиция), a-mollв две октавы (I позиция), F-durв одну октаву (IIпозиция), d-mollв две октавы (III позиция). Длительности – до 16-х нот на смычок. Штрих – legato, деташе, staccato, martele.

Арпеджио: тоническое трезвучие (мажор, минор),   субдоминантовый квартсекстаккорд (мажор, минор).

Этюд, соответствующий уровню класса.

 

IVкласс.

 

Гаммы: As-dur в три октавы, f-mollв две октавы, E-durв две октавы, cis-moll в две октавы (IIIпозиция). Длительности – до 24-х нот на смычок. Штрих – legato, деташе, staccato, martele, спиккато.

Арпеджио: тоническое трезвучие (мажор, минор), секстаккорд VI ступени, субдоминантовый квартсекстаккорд (мажор, минор).

Этюд, соответствующий уровню класса.

 

V класс.

 

Гаммы:  В-durв три октавы, h-mollв три октавы, As-dur в две октавы (IVпозиция). Длительности – до 24-х нот на смычок. Штрих – legato, деташе, staccato, martele, спиккато. Двойные ноты.

Арпеджио: тоническое трезвучие (мажор, минор), секстаккорд VI ступени, субдоминантовый квартсекстаккорд (мажор, минор).

Этюд, соответствующий уровню класса.

 

VIкласс.

 

Гаммы: G-dur, g-moll, A-dur, a-moll втриоктавы. Длительности – до 24-х нот на смычок. Штрих – legato, деташе, staccato, martele, спиккато.  Двойные ноты (терции, сексты, октавы).

Арпеджио: тоническое трезвучие (мажор, минор), секстаккорд VI ступени, субдоминантовый квартсекстаккорд (мажор, минор), уменьшенный доминантсептаккорд,  доминантсептаккорд.

Этюд, соответствующий уровню класса.

 

 

VII класс.

 

Гаммы: Одноименные мажорные и минорные гаммы до 3-х знаков в три октавы. Длительности – до 24-х нот на смычок. Штрих – legato, деташе, staccato, martele, спиккато. Двойные ноты (терции, сексты, октавы).

Арпеджио: тоническое трезвучие (мажор, минор), секстаккорд VI ступени, субдоминантовый квартсекстаккорд (мажор, минор), уменьшенный доминантсептаккорд,  доминантсептаккорд.

Этюд, соответствующий уровню класса.

 

 

VIIIкласс.

Работа над гаммами проводится в рабочем порядке в классе.

Гаммы: Одноименные мажорные и минорные гаммы до 4-х знаков в три октавы. Длительности – до 24-х нот на смычок. Штрих – legato, деташе, staccato, martele, спиккато. Двойные ноты (терции, сексты, октавы).

Арпеджио: тоническое трезвучие (мажор, минор), секстаккорд VI ступени, субдоминантовый квартсекстаккорд (мажор, минор), уменьшенный доминантсептаккорд,  доминантсептаккорд.

Этюд, соответствующий уровню класса. В рамках прослушивания выпускников.

 

IX класс.

 

Гаммы: Одноименные мажорные и минорные гаммы до 4-х знаков в три или четыре октавы. Длительности – до 32-х нот на смычок. Штрих – legato, деташе, staccato, martele, спиккато. Двойные ноты (терции, сексты, октавы).

Арпеджио: тоническое трезвучие (мажор, минор), секстаккорд VI ступени, субдоминантовый квартсекстаккорд (мажор, минор), уменьшенный доминантсептаккорд,  доминантсептаккорд.

Этюд, соответствующий уровню класса. 

 

 

                                   Годовые требования по классам.

 

I класс.

 

За время обучения в I классе ученик должен выучить:

8 пьес на открытых струнах; 8-10 пьес; 10-12 простейших этюдов; три гаммы в одну октаву.

Задачи: Знакомство с инструментом, развитие слуховых представлений, основы постановки, качество звучания, интонация, ритм, изучение первой позиции, простейшие виды штрихов, начальные виды распределения смычка, переходы со струны на струну, гаммы и трезвучия в наиболее лёгких тональностях, простейшие этюды и несложные пьесы. Чтение с листа. Навыки ансамблевой игры.

Результат  первого года обучения.

Учащийся I класса представляет на академический концерт в апреле две разнохарактерные пьесы.

 

                      Примерные программы академических концертов.

 

1.     Бел. нар. песня  «Перепелочка».

В. Калинников «Журавель».

     2.  Анг. нар. песня «Спи малыш».

           В. А. Моцарт «Аллегретто».

     3.  Ж. Люли «Песенка».

          Д. Кабалевский  «Маленькая полька».

 

                                           Репертуарный список.

 

          Этюды и упражнения.

1.     К. Родионов Начальные уроки игры на скрипке».

     Упражнения на открытых струнах I  раздел.

2.     Н. Бакланова «Первые уроки».  Пособие для начального обучения игре на скрипке. Упражнения в сопровождении второй скрипки № 1-16.

3.     К. Родионов «Начальные уроки игры на скрипке». Упражнения и этюды в I позиции. II раздел. Этюды № 1, 2, 3, 4, 5, 10, 12. Раздел III. Этюды № 7, 8, 9, 11, 12, 20, 21, 22, 25, 27, 32-38.

4.      «Избранные этюды для скрипки» выпуск I. Составители М. А. Гарлицкий, К.К. Родионов, К.А. Фортунатов. Подготовительные упражнения № 1, 3, 6, 7, 10, 12, 15, 17, 19. Этюды № 1, 2, 3, 7, 11.

5.     И. Иорданова «Букварь для маленьких скрипачей» III раздел.

Пьесы на открытой струне.

1.     Сборник Б. Якубовской «Вверх по ступенькам».

Т. Захарьина «Осенний дождичек».

Укр. нар. песня «Барашеньки».

Укр. нар. песня «Красная коровка».

«Как у нашего кота».

«Петушок».

Русс. нар. песня «Андрей-воробей».

2.     Г. Турчанинова «Методическое пособие для начального обучения игре на скрипке».

«Лисонька с гитарой».

«Козочка».

«Четыре струны».

3.     К. Родионов Начальные уроки игры на скрипке».

А. Лядов «Пойду ль я, выйду ль я».

Н. Римский-Корсаков «У меня ль  во садочке».

     4.  И. Иорданова «Букварь для маленьких скрипачей».

           «Легкий дождик».

           «Дед Мороз».

           «Зима».

 

          Пьесы в Iпозиции.

 1.  К. Родионов Начальные уроки игры на скрипке».

М. Магиденко «Петушок».

Русс. нар. песня  «Ходит зайка по саду».

Русс. нар. песня  «Как под горкой».

Русс. нар. песня «На зеленом лугу».

Н. Метлов « Баю-баюшки, баю».

Д. Кабалевский «Маленькая полька».

А Комаровский «Песенка».

Ж. Люли «Песенка».

В. Калинников «Журавель».

Бел. нар. песня «Перепелочка».

М. Красев «Топ-топ».

          В. А. Моцарт «Аллегретто».

 

      2.  Г. Турчанинова « Методическое пособие для начального обучения       

           Игре на скрипке».

           Горн.

           В поход.

           Русс. нар. песня «Сорока».

           Мишка-трусишка.

           Лягушка.

           Пятачок.

           У кота.

           А. Филиппенко «Цыплятки».

           Г. Лобачев «Кот Васька».

  3. Б. Якубовская «Вверх по ступенькам».

      Русс. нар. песня «Скок, скок, поскок».

      Русс. нар. песня «Две тетери».

      Русс. нар. песня «Во саду ли, в огороде».

      Лат. Нар. песня «Ай-я , жу-жу».

  4.  Тахтаджиев «Учебное пособие для детских музыкальных школ».

       Анг. нар. песня «Спи малыш».

       Польск. Нар. песня «Мишка с куклой».

       В. А. Моцарт «Майская песня».

       М. Глинка «Ты, соловушка, умолкни».

       М. Карасева «Елочка».

 

  

II  класс.

 

За время обучения в 2 классе ученик должен выучить:

7-8 пьес; 8-10 этюдов; 1 произведение крупной формы.

Задачи: Работа над постановкой, интонацией, звукоизвлечением и ритмом. Изучение штрихов деташе, legato, стаккато, martele. Динамика звучания. Простейшие двойные ноты. Знакомство со III позицией. Настройка инструмента. Начальные навыки вибрации, разучивание переходов. Знакомство с крупной формой. Чтение с листа. Навыки ансамблевой игры.

Результат  второго года обучения.

Учащийся II класса представляет на академический концерт в апреле две разнохарактерные пьесы или одну часть крупной формы.

 

                      Примерные программы академических концертов.

 

        1. Н. Лысенко «Колыбельная».

            Б. Барток «танец».

        2. Русс. нар. песня «Я на камушке сижу».

            И. Брамс «Петрушка».

        3. О. Ридинг. Концерт h-mol, Iчасть.

 

                                            Репертуарный список.

 

          Этюды и упражнения.

1.     Г. Шрадик. Упражнения. Тетрадь I.

2.     А. Григорян. Гаммы и арпеджио.

3.      К. Родионов «Начальные уроки игры на скрипке». Раздел III. Этюды № 45, 46, 48, 50, 52, 53, 55, 57, 65, 66, 68, 81, 83, 84, 87, 88. Раздел IV. Упражнения и этюды на двойные ноты.

4.     «Избранные этюды для скрипки» выпуск I. Составители М. А. Гарлицкий, К.К. Родионов, К.А. Фортунатов. Этюды № 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 29, 31, 33, 38.

Подготовительные упражнения и этюды в двойных нотах.

     5. И. Иорданова «Букварь для маленьких скрипачей». Упражнения в III  

          позиции, упражнения на смену позиций.

     6. Н. Бакланова «Первые уроки».  Пособие для начального обучения  

         игре на скрипке. Упражнения.

         Пьесы.

    1.  Тахтаджиев «Учебное пособие для детских музыкальных школ».

           В. А. Моцарт «Вальс».

           Русс. нар. песня «Я на камушке сижу».

           Русс. нар. песня  «Со вьюном я хожу».

           И. Брамс «Петрушка».

           Н. Лысенко «Колыбельная».

           Н. Бакланова «Мазурка».

           А. Гретри «Песенка».

           Д. Кабалевский «Пионерское звено».

       2. И. Иорданова «Букварь для маленьких скрипачей».

           «Две грустные пнсенки».

       3. К. Родионов «Начальные уроки игры на скрипке».

           Н. Бакланова «Марш».

           А. Гедике «Заинька».

           Л. Бетховен «Сурок».

      4. Б. Якубовская «Вверх по ступенькам».

            Русс. нар. песня « Во поле береза стояла».

            Русс. нар. песня «По улице мостовой».

            В. Введенский «Ослик».

            Русс. нар. песня «Как на тоненький ледок».

            П. И. Чайковский «Шарманщик поет».

       5. Хрестоматия для скрипки I-II классы ДМШ. Часть I. Пьесы.

            Русс. нар. песня «Во сыром бору тропина».

            Н. Римский-Корсаков «Проводы зимы».

            Укр. нар. песня «Веселые гуси».

            Русс. нар. песня «Уж как по мосту, мосточку».

            Ф. Шуберт «Вальс».

            Д .Шостакович «Хороший день».

        6. Хрестоматия для скрипки I-II классы ДМШ. Часть II. 

            Пьесы, произведения крупной формы.

            Н. Бакланова «Хоровод».

            Н. Бакланова «Романс».

            Н. Бакланова «Мазурка».

            Н. Римский-Корсаков. Песня  из оперы «Майская ночь».

         7. Хрестоматия для скрипки II-III классы ДМШ. Пьесы  и произведения  

             крупной формы.

             К. Вебер «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок».

             П. И. Чайковский «Игра в лошадки».

             А. Гречанинов «Весельчак».

             Крупная форма.

          1. Г. Гендель «Вариации».

          2. О. Ридинг. Концерт h-mol: ч. I, II, III.

          3. О. Ридинг. Концерт G-dur, ч. I.

          4. Н. Бакланова «Первые уроки».  Пособие для начального обучения  

             игре на скрипке.

             Шесть легких пьес на темы русских народных песен.

             Пять вариаций на тему русской народной песни «При долинушке стояла».

 

 

III  класс.

 

За время обучения в III классе ученик должен выучить:

6-8 пьес; 8-10 этюдов; 1-2 произведения крупной формы.

Задачи: Продолжение работы над постановкой, интонацией, звукоизвлечением и ритмом. Продолжение работы над штрихами деташе, legato, staccato, martele.  Четыре вида переходов левой руки. Хроматические последовательности. Подготовительные упражнения к трели.  Продолжение работы над вибрацией.  Навыки самостоятельного разбора несложных произведений. Динамика звучания. Простейшие двойные ноты. Работа над крупной формой. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

Результат  третьего года обучения.

Учащийся III класса представляет на академический концерт в апреле две разнохарактерные пьесы или одну часть крупной формы.

 

                      Примерные программы академических концертов.

 

         1. Н. Ниязи «Колыбельная».

             С. Прокофьев «Марш».

         2. «Старинная французская песенка» обр. Ж. Векерлена.

             М. Глинка «Полька».

         3. Н. Бакланова «Сонатина».

         4. А. Яншинов «Концертино».

 

                                    Репертуарный список.

 

         Этюды и упражнения.

1. Г. Шрадик. Упражнения. Тетрадь I.

2. А. Григорян. Гаммы и арпеджио.

3. «Избранные этюды для скрипки» выпуск I. Составители М. А.   Гарлицкий, К.К. Родионов, К.А. Фортунатов. Этюды №  38, 39, 41, 46, 47, 48, 49, 54, 57, 58. 60, 61, 63, 64, 65.

4. «Избранные этюды для скрипки» выпуск II. Составитель К.А. Фортунатов. Этюды №  1, 3, 8, 9, 11, 13, 15, 16, 18, 20, 21, 22, 25, 28, 29, 30, 31, 32. 

5. И. Иорданова «Букварь для маленьких скрипачей». Этюды во IIи III позициях.

6. Г. Кайзер Этюды. Соч. 20, тетрадь I: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 12, 13, 16, 18, 19.

7. Ф. Вольфарт 60 этюдов для скрипки. Соч. 45: № 1, 2, 3, 7, 10, 12, 16, 21, 27, 29, 32, 35, 36, 37, 38, 43, 46.

   Пьесы.

1. Хрестоматия для скрипки. Часть II. Пьесы и произведения крупной 

    формы. II-III классы ДМШ.

    «Старинная французская песенка» обр. Ж. Векерлена.

   М. Глинка « Полька».

   Э. Вила Лобос «Пусть мама баюкает».

   С. Прокофьев «Марш».

   Д. Шостакович «Гавот».

   Д. Кабалевский «Клоуны».

   Н. Ниязи «Колыбельная».

   Н. Бакланова «Мелодия и этюд».

   Русс. нар. песня «У ворот».

   Норв. нар. песня. Обр. Корчмарева.

   В. А. Моцарт «Менуэт».

   В. Косенко «Пастораль».

   2. Хрестоматия для скрипки. Часть I. Пьесы. III-IV классы ДМШ.                         

  Составитель Ю. Уткин.

       П. И. Чайковский «Старинная французская песенка».

       П. И. Чайковский «Шарманщик поет».

  Н. Раков «Рассказ».

  Д. Шостакович «Грустная песенка».

  Р. Шуман. Пьеса из «Альбома для юношества».                     

  С. Монюшко «Багатель».

  Э. Дженкинсон «Танец».

   3. Юный скрипач. Выпуск II.

  А. Александров «Песенка».

  Д. Шостакович «Шарманка».

  Н. Богословский «Грустный рассказ».

  А. Хачатурян «Андантино».

  Н. Леви «Тарантелла».

  И. С. Бах «Марш».

       Крупная форма.

    1. Н. Бакланова «Сонатина».

    2. А. Яншинов «Концертино».

    3. Л. В. Бетховен «Сонатина». 

    4. Г. Телеман  Концерт.

 

 

IV класс.

 

За время обучения в IV классе ученик должен выучить:

6-8 пьес; 8-10 этюдов; 1-2 произведения крупной формы.

Задачи:  Дальнейшая работа над интонацией, динамикой звучания, ритмом. Работы над штрихами спиккато и сотийе.  Четыре вида переходов левой руки. Хроматические последовательности. Трель. Дальнейшее освоение IIи IIIпозиций. IVпозиция. Продолжение работы над вибрацией. Навыки самостоятельного разбора несложных произведений. Упражнения и этюды в двойных нотах. Аккорды. Продолжение работы над крупной формой. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

Результат  четвертого  года обучения.

Учащийся IV класса представляет на переводном экзамене в апреле одну часть крупной формы и пьесу.

 

                    Примерные программы академических концертов.

 

1.      Н. Бакланова «Вариации».

 Н. Раков «Прогулка».         

2.     А. Вивальди. Концерт G-dur: ч. I.

И. Брамс Колыбельная».

3.  А. Комаровский. Вариации на тему русс. нар. песни «Пойду ль я,

            выйду ль я».

            П. И. Чайковский «Неаполитанская песенка».

           

 

                                    Репертуарный список.

 

         Этюды и упражнения.

1. Г. Шрадик. Упражнения. Тетрадь I.

2. А. Григорян. Гаммы и арпеджио.

  3. О. Шевчик. Школа скрипичной техники. Соч. I, тетрадь II.    

  4.«Избранные этюды для скрипки» выпуск II. Составитель К.А.         

         Фортунатов. Этюды № 34, 35, 36, 37, 38, 42, 43, 45, 48, 49, 52.

     5. Альбом скрипача. Вып. III. Этюды № 51, 52, 54, 56, 58.

     6. Г. Кайзер Этюды. Соч. 20, тетрадь I: № 21, 24, 25, 28, 29.

     7. Ф. Вольфарт 60 этюдов для скрипки. Соч. 45: №  36, 47, 49, 54.

         Пьесы.

     1. Хрестоматия для скрипки. Часть I. Пьесы. III-IV классы ДМШ.                         

    Составитель Ю. Уткин.

         К. Караев «Задумчивость».

         Н. Сидельников «Ночь приносит сны».

         М. Глинка. Хор волшебных дев из оперы «Руслан и Людмила».

         М. Глинка «Мелодический вальс».

         Й. Гайдн «Менуэт».

          П. И. Чайковский «Неаполитанская песенка».

          Н. Раков «Прогулка».

          А. Гедике «Медленный вальс».

          Н. Мясковский «Мазурка».

          И. С. Бах «Гавот».

          Г. Мари «Ария в старинном стиле».

      2. Хрестоматия для скрипки. Часть I. Пьесы. IV-V классы ДМШ.                        

          Составитель Ю. Уткин.

          И. Брамс «Колыбельная».

          Л. Боккерини «Менуэт».      

      3.  Юный скрипач. Выпуск II.

           А. Комаровский «Русская песня».

           В. Шебалин «Прелюдия».

           Р. Глиэр «Мазурка».

           Б. Дварионас «Вальс» из «Маленькой сюиты» для фортепиано.

           В. А. Моцарт «Гавот-рондо» из балета «Безделушки».

           И. Селени «Прелюдия и рондино».

           Крупная форма.

1.     Н. Бакланова «Вариации».

2.     А. Вивальди. Концерт G-dur.

3.     А. Вивальди. Концерт a-moll: I, II, IIIч.

4.     В. А. Моцарт «Сонатина».

5.     А. Комаровский. Вариации на тему русс. нар. песни «Пойду ль я, выйду ль я».

 

V класс.

 

За время обучения в пятом классе ученик должен выучить:

5-6 пьес; 7-8 этюдов; 1-2 произведения крупной формы.

Задачи: Усложнение технических, ритмических и репертуарных задач. Работа над музыкальным мышлением ученика, художественным представлением и самостоятельностью. Изучение гамм в двойных нотах (терции, сексты, октавы). Два вида аппликатуры в хроматической гамме. Ознакомление с квартовыми флажолетами. Освоение высоких позиций (по V, VIвключительно). Продолжение работы над вибрацией. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

Результат  пятого  года обучения.

Учащийся V класса представляет на академический концерт в апреле одну часть крупной формы или две разнохарактерные пьесы.

 

                    Примерные программы академических концертов.

 

      1.  П. И. Чайковский «Сладкая греза».

           Н. Рубинштейн «Прялка».

      2. А. Вивальди. Концерт g-moll. I ч.        

      3. А. Комаровский. Концерт № 2: ч. I.

      4. Ж. Акколаи. Концерт.

      

                                    Репертуарный список.

 

         Этюды и упражнения.

1. Г. Шрадик. Упражнения. Тетрадь I.

2. А. Григорян. Гаммы и арпеджио.

  3. О. Шевчик. Школа скрипичной техники. Соч. I, тетрадь II.

    4. Избранные упражнения. Составитель Т. Ямпольский.    

   5.«Избранные этюды для скрипки» выпуск II. Составитель К.А.         

         Фортунатов. Этюды № 54, 55, 56, 57. 58, 61, 64, 65, 66, 69.

    6. Альбом скрипача. Вып. III. Этюды №  59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67.

    7. Г. Кайзер Этюды. Соч. 20, тетрадь I: № 30, 31, 33, 34, 35, 36.

    8. Ф. Мазас. Этюды. Соч 36. Тетрадь I: № 1, 2, 3, 4, 5. 6, 7, 11, 12, 13.

        Пьесы.

    1. Хрестоматия для скрипки. Часть I. Пьесы. IV-V классы ДМШ.                        

        Составитель Ю. Уткин.

        П. И. Чайковский «Грустная песенка».

        Дж. Перголези «Сицилиана».

        А. Лядов «Прелюдия-пастораль».

        Н. Соколовский «В темпе менуэта».

        П. И. Чайковский «Вальс».

        Ж. Обер «Престо».

        Л. Обер «Тамбурин».

        Р. Шуман «Отзвуки театра».

    2. Хрестоматия для скрипки. Часть I. Пьесы. V-VI классы ДМШ.

        Й. Гайдн «Менуэт быка».

        Л. Бетховен «Менуэт».

        М. Глинка «Чувство».

        М. Глинка «Простодушие».

        М. Балакирев «Полька».          

    3. Альбом скрипача. Часть II. Пьесы и произведения крупной формы.

        П. И. Чайковский «Сладкая греза».

        К. Сен-Санс «Лебедь».

    4. Юный скрипач. Выпуск II.

        Р. Ильина «Заводная мышка».

        Н. Рубинштейн «Прялка».

    5. П. И. Чайковский. Альбом пьес.

        «Грустная песенка».

        «Вальс».

        «Колыбельная».

        «Песня без слов».

        Крупная форма.

    1. А. Вивальди. Концерт g-moll.

    2. А. Комаровский. Концерт № 2: ч. I, II, III.

    3. Ж. Данкля. Вариации на т. Вейгля.Вариации на т. Беллини.

    4. Ф. Зейц. Концерт № 3.

    5. Г. Холлендер. Легкий концерт.

    6. Ж. Акколаи. Концерт.

 

VI класс.

 

За время обучения в шестом классе ученик должен выучить:

5-6 пьес; 7-8 этюдов; 2-3 произведения крупной формы.

Задачи:  Усложнение технических, ритмических и репертуарных задач. Гаммы в двойных нотах (терции, сексты, октавы). Два вида аппликатуры в хроматической гамме. Квартовые флажолеты. Изучение V, VI, VIIпозиций. Развитие беглости. Продолжение работы над вибрацией. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

Результат  шестого  года обучения.

Учащийся VI класса представляет на академический концерт в апреле одну часть крупной формы.

 

                    Примерные программы академических концертов.

 

      1. Г. Гендель. Соната E-dur. I-II ч.     

      2. А. Корелли. Соната A-dur. I-II ч.     

      3. Д. Виотти. Концерт № 23 ч. I.

 4. И. С. Бах. Концерт a-moll ч. I.

 

                          Репертуарный список.

 

         Этюды и упражнения.

1. Г. Шрадик. Упражнения, тетрадь I.

                        Упражнения в двойных нотах, тетрадь III.

2. А. Григорян. Гаммы и арпеджио.

  3. О. Шевчик. Школа скрипичной техники. Соч. I, тетрадь I-II.

                              Школа техники смычка. Соч. 2, тетрадь I.

                              Упражнения в двойных нотах.

    4. Избранные упражнения. Составитель Т. Ямпольский.    

    5.«Избранные этюды для скрипки» для VI-VIIклассов. Составитель К.А.         

         Фортунатов. Этюды № 2, 5, 12, 13, 15, 16, 17, 20, 22, 23, 25.

    6. Ф. Мазас. Этюды. Соч 36. Тетрадь I: № 16, 17, 19, 20, 25, 26, 27, 28.

    7. Ф. Мазас. Этюды. Соч 36. Тетрадь II: № 32, 34, 36, 39, 41, 42.

    8. Альбом скрипача. Вып. III. Этюды №  68, 70, 71, 72, 73, 74, 76, 78, 83.

    9. Ф. Фиорилло. 36 этюдов.

   10. Р. Крейцер. Этюды.

         Пьесы.

   1. Хрестоматия для скрипки. Пьесы. VI-VII классы ДМШ.

       Й. Гайдн «Менуэт».

       М. Огинский «Полонез».

       Ф. Верачини «Аллеманда».

        Й. Рафф «Каватина».

    2. П. И. Чайковский. Альбом пьес.

        « Песня без слов».

    3. Альбом скрипача. Часть II. Пьесы и произведения крупной формы.

        Х. Глюк «Мелодия».

        Ф. Крейслер «Прелюдия и аллегро».

    4. Хрестоматия для скрипки. Часть I. Пьесы. V-VI классы ДМШ.

        В. А. Моцарт «Немецкий танец».

        А. Корелли «Аллегро».

        Д. Шостакович «Элегия».

        Д. Шостакович «Романс».

        А. Александров «Ария».

        А. Аренский. Фуга на тему «Журавель».

        Бом «Непрерывное движение».

        Г. Гендель. Прелюдия G-dur. Менуэт.

        М. Глинка. Вальс. Ноктюрн. Две мазурки.

        Р. Глиэр. Романс до-минор.

        М. Ипполитов- Иванов «Мелодия».

        В. Калинников «Грустная песня».

        К. Караев «Колыбельная».

        В. А. Моцарт. Рондо из сонаты Ля-мажор для фортепиано.

        С. Прокофьев «Тарантелла».

        В. Ребиков «Песня без слов», «Тарантелла».

        Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя из оперы «Садко».

        Г. Эллертон «Тарантелла».

        А. Яншинов «Прялка».

        Крупная форма.

5.     А. Алябьев. Вариации Ля- мажор.

6.     И. С. Бах. Концерт a-moll ч. I.

7.     Ш. Берио. Вариации d-moll. Концерт № 9.

8.     Д. Виотти. Концерт № 23 ч. I, Концерт № 20 ч. I.

9.     Г. Гендель. Соната E-dur.

10.                       Ш. Данкля. Концертное соло.

11.                       А. Корелли. Соната A-dur.

12.                       П. Роде. Концерт № 6.

 

 

VII класс.

 

За время обучения в VIIклассе ученик должен выучить:

6-8 этюдов; 5-6 пьесы, 2-3 произведения крупной формы.

Задачи:  Усложнение технических, ритмических и репертуарных задач. Дальнейшая работа над различными видами гамм (в двойных нотах (терции, сексты, октавы), хроматические гаммы). Квартовые флажолеты. Развитие беглости, совершенствование штриховой техники.  Продолжение работы над вибрацией. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

Результат  седьмого  года обучения.

Учащийся VII класса представляет на  академическом концерте в апреле месяце одну часть крупной формы.

 

                    Примерные программы академических концертов.

      

       1. А. Корелли. Соната e-moll, I-II ч 

       2. Д. Кабалевский. Концерт Iч.

3.  Л. Шпор. Концерт № 2, ч. I.                         

        

 

                          Репертуарный список.

 

         Этюды и упражнения.

1. Г. Шрадик. Упражнения, тетрадь I.

                        Упражнения в двойных нотах, тетрадь III.

2. А. Григорян. Гаммы и арпеджио.

  3. О. Шевчик. Школа скрипичной техники. Соч. I, тетрадь I-II.

                              Школа техники смычка. Соч. 2, тетрадь I.

                              Упражнения в двойных нотах.

    4. Избранные упражнения. Составитель Т. Ямпольский.    

    5.«Избранные этюды для скрипки» для VI-VIIклассов. Составитель К.А.         

         Фортунатов. Этюды №  26, 29, 32, 33, 34, 35, 41, 49, 59.

    6. Ф. Мазас. Этюды. Соч 36. Тетрадь II: №  43, 44, 45, 47, 48, 49, 52, 54.

    8. Альбом скрипача. Вып. III. Этюды №  84, 85, 86, 89, 90, 95, 97.

    9. Ф. Фиорилло. 36 этюдов.

   10. Р. Крейцер. Этюды.

         Пьесы.

    А. Аренский «Незабудка».

    И. С. Бах. Ария. Аллегро из партиты ми-минор.

    Ф. Витачек «Колыбельная».

     А. Гаврилов «Балетная сцена».

     Р. Глиэр «Скерцо».

     А. Дакен «Кукушка».

     Б. Дварионис «Элегия».

     К. Караев. Адажио из балета «Семь красавиц». Колыбельная. Вальс из    

          Балета «Тропою грома».

     Ф. Крейслер. Рондино на тему Бетховена.

     Ф. Куперен «Маленькие ветряные мельницы».

     К. Мострас. Этюд ля-минор. Хоровод.

     А. Петров «Грустный вальс».

     С. Прокофьев. Гавот из «Классической симфонии».

                               Русский танец из балета «Сказ о каменном цветке».

     Г. Пуньяни «Ларго».

     А. Рубинштейн «Мелодия».

     Ф. Фиорилло. Этюд № 28, Ре мажор.

     А. Хачатурян «Ноктюрн».

     Ф. Шуберт «Пчелка», «Музыкальное приношение».

     М. Балакирев «Экспромт».

     Ж. Массне «Размышление».

     С. Прокофьев. Вальс из балета «Золушка».

     Д. Кабалевский «Импровизация».

     К. Мострас. Этюд a-moll.

          Крупная форма.

       1. Ш. Берио. Концерт № 7.

                             Балетные сцены.

       2. Г. Гендель. Соната Ми мажор.

                               Соната Фа мажор.

3.     Д. Кабалевский. Концерт.

4.     Д. Виотти. Концерт № 22. ч. I.

5.     Р. Крейцер. Концерт № 19.                         

                                 Концерт № 13.

6.     Ф. Верачини. Соната Соль мажор.

7.     Л. Шпор. Концерт № 2, ч. I.  

              

VIII класс.

 

За время обучения в  VIIIклассе ученик должен выучить:

6-8 этюдов; 5-6 пьесы, 2 произведения крупной формы.

Задачи:  Усложнение технических, ритмических и репертуарных задач. Дальнейшая работа над различными видами гамм (в двойных нотах (терции, сексты, октавы), для продвинутых учащихся знакомство с исполнением фингерированных октав и децим, хроматические гаммы). Развитие беглости, совершенствование штриховой техники.  Продолжение работы над вибрацией. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

Результат  восьмого  года обучения.

Учащийся VIII класса представляет на выпускном экзамене в мае этюд, одну часть крупной формы, две разнохарактерных пьесы.

 

                    Примерные программы академических концертов.

 

     1. Ф. Фиорилло. Этюд № 28.

          П. Роде. Концерт № 7, ч. I.

     Д. Грациоли «Адажио».

    С. Прокофьев «Гавот» № 4, соч. 77.

      2. Р. Крейцер. Этюд №  32.

     В. А. Моцарт. Концерт ре мажор «Аделаида».

      А. Лядов «Прелюдия».  

                             «Маленький марш».

 

         

       3.  Р. Крейцер. Этюд №  13.

           Ф. Шуберт. Сонатина.

      А. Спендиаров «Канцонетта».

            С. Прокофьев «Скерцо».

 

                      Репертуарный список.

 

         Этюды и упражнения.

1. Г. Шрадик. Упражнения, тетрадь I.

                        Упражнения в двойных нотах, тетрадь III.

2. А. Григорян. Гаммы и арпеджио.

  3. О. Шевчик. Школа скрипичной техники. Соч. I, тетрадь I-II.

                              Школа техники смычка. Соч. 2, тетрадь I.

                              Упражнения в двойных нотах.

    4. Избранные упражнения. Составитель Т. Ямпольский.    

    5. И. Гржимали. Упражнения и гаммы в двойных нотах.

    6. А. Львов. Каприсы, тетр. I.

    7. Р. Крейцер. Этюды.

    8. Ф. Мазас. Этюды. Соч 36. Тетрадь II.

    9. Данкля. Этюды.

   10. Роде. 24 каприса.

         Пьесы.

1.     Ф. Витачек «Колыбельная».

2.     Д. Грациоли «Адажио».

3.     А. Комаровский «Тарантелла».

                                        Этюд ре минор.

4.     В. Кочмарев «Испанский танец».

5.     А. Лядов «Прелюдия».  

                            «Маленький марш».

6.     В.А. Моцарт «Адажио и менуэт из дивертисмента».

7.     А. Спендиаров «Канцонетта».

8.     А. Шнитке «Сюита в старинном стиле».

9.     В. А. Моцарт. Пьесы для скрипки и фортепиано. Сост. Ю. Уткин.

10.                       С. Прокофьев «Гавот» № 4, соч. 77.

                                    «Скерцо».

11.                        Сборник пьес Л. Бетховена для скрипки и фортепиано.

12.                        Сборник пьес М. Глинки для скрипки и фортепиано.

13.                        Пьесы итальянских композиторов. Сост. Ю. Уткин.

14.                        П. И. Чайковский «Песня без слов».

                                          «Сентиментальный вальс».

                                          «Романс фа-диез минор».

     15. Д. Шостакович «Прелюдия» №24, соч. 31.

           Крупная форма.

1.     А. Комаровский. Вариации соль минор.

2.     В. А. Моцарт. Концерт № I си-бемоль мажор.

3.     В. А. Моцарт. Концерт ре мажор «Аделаида».

4.     Н. Раков. Концертино,

5.     Д. Сомис. Соната.

6.     Ф. Джеминиани. Соната.

7.     Ф. Шуберт. Сонатина.

8.     Л. Шпор. Концерт № 2.

9.     И. С. Бах. Концерт ля-минор.

 

IХ  класс.

 

За время обучения в IX классе ученик должен выучить:

5-8 этюдов; 3-4 пьесы, 1-2 произведения крупной формы.

Задачи: Дальнейшее совершенствованиенавыков и знаний, полученных за время обучения. Изучение произведений, различный по стилю и жанрам.   Подготовка выпускной программы (или программы для поступления в музыкальное учебное заведение).

Результат  девятого  года обучения.

Учащийся IX класса представляет на выпускном экзамене в мае гамму, этюд, одну часть крупной формы, пьесу.

 

              Примерные программы выпускного экзамена.

 

    1. Гамма Соль-мажор IV октавы.

        Я. Донт. Этюд № 8.

        Д. Тартини. Соната соль-минор «Покинутая Дидона».

        К. Вебер «Непрерывное движение».

    2. Гамма Ля-мажор IV октавы.

        П. Роде.Каприс № 5.

        М. Брух. Концерт соль-минор, ч. I.

        Р. Шуман «Посвящение».

    3. Гамма ля-минор IV октавы.

        Ш. Данкля. Этюд № 5.

        Ф. Менгдельсон. Концерт ми-минор, ч. I.

        Н. Паганини «Кантабиле».

 

                                     Репертуарный список.

          Этюды и упражнения.

1. Г. Шрадик. Упражнения, тетрадь I.

                        Упражнения в двойных нотах, тетрадь III.

2. А. Григорян. Гаммы и арпеджио.

  3. О. Шевчик. Школа скрипичной техники. Соч. I, тетрадь I-II.

                              Школа техники смычка. Соч. 2, тетрадь I.

                              Упражнения в двойных нотах.

    4. Избранные упражнения. Составитель Т. Ямпольский.    

  5. И. Гржимали. Упражнения и гаммы в двойных нотах

    6. А. Львов. 24 каприса.

    7. Р. Крейцер. Этюды.

    8. Ф. Мазас. Этюды соч. 36. Тетрадь II.

    9. Данкля. Этюды.

   10. Роде. 24 каприса.

   11. Б. Компаньоли. Дивертисменты, соч. 18.

   12. Г. Венявский. Этюды соч. 18, 10.

   13. А. Вьетан. Этюды.

          Пьесы.

    1.  Сборник пьес Л. Бетховена для скрипки и фортепиано.

2. Сборник пьес М. Глинки для скрипки и фортепиано.

3.  Пьесы итальянских композиторов. Сост. Ю. Уткин.         

  4.В. А. Моцарт. Пьесы для скрипки и фортепиано. Сост. Ю. Уткин.

     5. Ф. Крейслер «Сицилиана и ригодон» в стиле Франкера.

                                «Прелюдия и аллегро» в стиле Пуньяни.

     6. Р. Шуман «Посвящение».

                           «Романс».

     7. Ф Крейслер. Обработки для скрипки и фортепиано. Вып. II.

     8. П. И. Чайковский «Мелодия».

     9. К. Вебер «Непрерывное движение».

    10. Д. Шостакович «Четыре прелюдии».

    11. Р. Щедрин «Юмореска».

    12. Н. Паганини «Кантабиле».

    13. С. Прокофьев «Маски» из балета «Ромео и Джульетта».

    14. К. Шимановский «Тарантелла».

    15. П. Сарасате «Интродукция и тарантелла».

    16. И. Брамс «Венгерские танцы».

          Крупная форма.

1.     И. С. Бах. Концерт ми- мажор.

2.     Т. Витали «Чакона».

3.     Г. Гендель. Сонаты №№  I-VI.

4.     Д. Тартини. Соната соль-минор «Покинутая Дидона».

5.     Л. Шпор. Концерт № 2 ч. I.

                            Концерт № 9 ч. I.

                            Концерт № 11 ч. I.

      6. М. Брух. Концерт соль-минор, ч. I.

      7. А. Вьетан «Фантазия-аппасионата».

                            «Баллада и полонез».

                           Концерт № 2.

8.     Г. Венявский. Концерт № 2 ч. I.

9.     Лало «Испанская симфония».

10.       Ф. Менгдельсон. Концерт ми-минор, ч. I.

 

 

 

                                 Методическое обеспечение.

 

 

п/п

Современные образовательные технологии и/или методики

Цель использования технологий и/или методик

Описание внедрения

технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности

Результат использования технологий и/или методик

1.

Компьютерные технологии.

 Г. Тараева «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике»

-культивирование любви к классической музыке;

-формирование живого интереса к ее жанрам и стилям, знаковым композиторам и выдающимся сочинениям;

-воспитание в учениках любого возраста одержимости музыкой, стремление к достижению высоких творческих результатов, личностной состоятельности и самостоятельности.

-обеспечение наглядности учебной информации-презентации. MicrosoftPowerPoint-лидирующая программа. Техника создания слайдов.

-поиски нужной музыкальной информации: прослушивание, просмотр муз. произведения, видеоконцертов.

-создание минусовок с помощью программ Finale и Sibelius.

-компьютерный монтаж муз. отрывков. Программы Nero, Sound.

-создание нотных хрестоматий набором в нотном редакторе  Finale и Sibelius.

-создание изобразительной хрестоматии: репродукции и фото. Работа со сканером.

 

Положительная мотивация обучения с компьютером, возбуждение интереса и стимула к усвоению учебной информации, к обретению практического навыка.

2.

Технология личностно-ориентированного обучения.            К. Родионов «Начальные уроки игры на скрипке».

-развитие личности ребенка на начальном этапе обучения;

-стремление к максимальной реализации  своих возможностей с помощью простейшего нотного текста.

 

 

На каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, выявляются психологические качества: эмоциональность, сосредоточенность, утомляемость, выносливость, работоспособность, целеустремленность. Выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей.  Личностная технология позволяет наиболее целесообразно  и дифференцированно проводить занятия с каждым учеником, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию, следовать принципу единства музыкального и технического развития учащегося.

Преподаватель выясняет, что полезно ученику, а от чего надо временно воздержаться, выбирает самый эффективный вариант.

Пробуждение интереса к  музыке, раскрытие возможностей, активизация познавательной и творческой деятельности каждого ребенка, приобщение к   русской народной песни, музыкальной классике, произведениям советских композиторов, сознательное отношение к изучаемому материалу.

3.

Технология развивающего обучения.           Ю. И. Янкелевич «Педагогическое наследие».

-активизация познавательной деятельности учеников;

- развитие творческих исполнительских и импровизационных способностей, формирование навыков самостоятельной работы;

-воспитание музыкального вкуса и расширение кругозора ученика.

 

Преподаватель применяет новые методики, знания психологии и физиологии, достижения науки в своей профессиональной деятельности. Сознательное отношение к исполняемому дополняется принципом сознательного использования учеником своих возможностей. Каждый урок - творческий поиск нового решения, нового поворота мысли. В центре внимания находится конкретный ученик, с его способностями, желаниями, возможностями. Преподаватель стремится всемерно активизировать ученика, развивая самостоятельность и самонаблюдение, воспитывая индивидуальность. Особые методы  развивающего обучения с одаренными детьми. Чем талантливее ученик, тем больше у него фантазии.

Наряду с передачей конкретных знаний происходит процесс интеллектуального развития ученика. Деятельность школьников на уроках  учебная по форме и художественная по содержанию.

4.

Технология проблемного обучения.          Ю. И. Янкелевич «Педагогическое наследие».

-создать под руководством педагога проблемные ситуации;

-научить ученика слышать музыку и думать;

-активизировать мышление ученика;

-научить ученика правильно заниматься.

Педагог создает проблемную ситуацию: например, держание скрипки низко или высоко. Ученик самостоятельно пробует различные варианты, убеждается, что при низком держании скрипки страдает качество звукоизвлечения и интонация, делает правильный вывод. Преподаватель излагает различные точки зрения на вопрос, предлагает рассмотреть явление с различных позиций, разбивает сложные вопросы на пункты. Ученик задает себе вопросы в процессе работы и ищет на них ответы. Игра на скрипке-не только настойчивость и упорный труд. В первую очередь –это мышление и с инструментом, и без него. Ю. И. Янкелевич советовал заниматься:

-по нотам со скрипкой и смычком;

-со скрипкой и смычком без нот;

-с нотами без скрипки, а затем и без смычка;

-воображаемая игра на скрипке без инструмента и смычка.

До правильных ответов учащиеся додумываются сами.

Образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ученик самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде. Ученик разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

5.

Технология моделирования художественно-творческого процесса.             Т. Погожева «Методика игры на скрипке».

-повышение активного, деятельного освоения произведения;

-поиск вопросов, которые побуждают, направляют, заставляют задуматься учащихся,

-развитие фантазии, самостоятельного мышления, способности к индивидуальному слушанию и творческой интерпритации.

Метод моделирования по своей сути углубляет и расширяет проблемный метод. Метод моделирования ставит ученика в позицию творца, развивает умение сочетать частное и целое, отделять главное от второстепенного. Не останавливаться при ошибке- ведь на эстраде этого делать нельзя,- но уметь пройти мимо ошибки, ее запомнить, позднее проанализировать ее причину и исправить ошибку. Если ученик, к примеру, играет концерт Моцарта, ему нужно сначала изучить его симфонии, квартеты, стараться воспринять «дух» автора. Когда он уже начинает играть, послушать записи концерта, но не одну, а три-четыре, стараться сделать сравнительный анализ, выявить как общность исполнения, так и различия.

 

Формируется творческая активность учащихся, умение свободно оперировать приобретенным опытом. Процесс музыкального познания становится увлеченным, радостным, развивающим. Развивается самостоятельность в добывании и присвоении знаний, творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Рекомендуемые репертуарные сборники.                                                                                                

       

1.     Н. Бакланова «Первые уроки».  Пособие для начального обучения игре на скрипке. М,. 1991.

2.     Н. Бакланова. Маленькие упражнения для начинающих. М.-Л., 1950.

3.     М. Гарлицкий «Шаг за шагом». Методическое пособие для юных скрипачей. М., 1985.

4.     Е. Гнесина-Витачек. 17 мелодических этюдов. М.-Л., 1945.

5.      И. Гржимали. Упражнения в гаммах. М., 1966.

6.     А. Григорян. Гаммы и арпеджио. М., 1988.

7.     А. Григорян. Начальная школа игры на скрипке. М., 1986.

8.     Я. Донт. Этюды, соч. 35. М., 1988.

9.     Избранные упражнения. М., 2004.

10.                        Й. Иорданова «Букварь для маленьких скрипачей». М., 2006.

11.                        Г. Кайзер. 36 этюдов, тетр. I-II. М.-Л., 1987.

12.                        Р. Крейцер. Этюды. Ред. А. Ямпольского. М., 1973.

13.                       Ф. Мазас. Этюды. С- Петербург, 2009.

14.                        К. Родионов «Начальные уроки игры на скрипке». М., 2004.

15.                        «Избранные этюды для скрипки» I-III классы ДМШ. Вып. I. М., 2005.

16.                        «Избранные этюды для скрипки» III-V классы ДМШ. Вып. II. М., 2005.

17.                        «Избранные этюды для скрипки» VI-VII классы ДМШ. Вып. III. М., 2005.

18.                        Ф. Фиорилло. 36 этюдов. Будапешт.

19.                        О. Шевчик «Школа скрипичной техники». Соч. I, тетради I, II. М., 1938.

20.                        О. Шевчик «Школа скрипичной техники». Соч. I, тетради II, III. М.-Л., 1946.

21.                        О. Шевчик «Школа техники смычка». Соч. I, тетрадь I. М., 1939.

22.                        О. Шевчик «Школа техники смычка». Соч. II, тетради II, III. М.-Л. 1947.

23.                        Г. Шрадик. Упражнения. С-Петербург.

24.                        Г. Шрадик. Упражнения в двойных нотах. С-Петербург.

25.                        В. Якубовская «Начальный курс игры на скрипке». С-Петербург, 2003.

26.                        А. Корелли. Шесть сонат для скрипки и фортепиано. Л., 1981.

27.                       С. Прокофьев. Пять пьес из музыки к балету «Золушка». М., 1958.

28.                        Хрестоматия. I-II классы ДМШ. М., 2004.

29.                        Хрестоматия. II-IIIклассы ДМШ. М., 2004.

30.                        Хрестоматия. III-IV классы ДМШ. М., 2004.

31.                        Хрестоматия. IV-V классы ДМШ. М., 2004

32.                        Хрестоматия. V-VI классы ДМШ. М., 2004.

33.                        Хрестоматия. Концерты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып. I. М., 2005.

34.                        Хрестоматия. Концерты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып. II. М., 2003

35.                        П.И. Чайковский. Пьесы. Переложение для скрипки и фортепиано. М., 1987.

36.                        Юный скрипач. Вып. I. М., 1982.

                                       Вып. II. М., 1985.

                                       Вып. III. М., 1966.