Поиск по сайту

 

Значение первоначальных навыков в процессе пианистического развития.

 

 

I.                  Развитие музыкальных данных. Контакт учителя и ученика. Интерес к музыкальным занятиям.

 

Начальное обучение детей музыки обычно состоит из 2 периодов: дошкольного, или подготовительного, в течении  которого развиваются музыкальные данные ребёнка, и первых классов музыкальной школы, когда ребенок обучается уже игре на инструменте.

Рассмотрим сначала особенности главные задачи дошкольного развития. В этом периоде во многом предопределяется успешность дальнейшего обучения, которое в большей степени зависит от наличия у ребенка желания и интереса к занятиям.

Если мы проанализируем естественный, непринужденный путь  развития музыкальных данных у детей, то убедимся, что в основе его лежит интерес, проявляемый к звукам. Ведь только интерес способен сконцентрировать внимание ребенка на звуках и вызвать ту наблюдательность, которая способствует запоминанию и точному воспроизведению услышанного.

Однако подлинный интерес возникает не к любому произвольному сочетанию звуков, а только к цельной и ясной мелодии. Такое воздействие оставляет след в памяти ребенка и вызывает желание спеть понравившуюся мелодию или подобрать ее на каком-либо инструменте. При этом, чем ярче впечатление, тем сильнее стремление правильно запомнить и точно воспроизвести услышанное.

Исходя из этого, опытные специалисты по дошкольному музыкальному воспитанию используют в работе с детьми яркие и разнообразные мелодии и ритмы народной музыки, а также пьесы близкие детям по музыкальным образам. В первую очередь они стараются разбудить воображение, создать настроение, заинтересовать понятными и яркими образами, научить понимать, ощущать и переживать музыку различного характера – веселую, грустную, торжественную, танцевальную напевную и т. д.

Так создаются условия для естественной концентрации внимания ребенка и появления у него, так называемой, «слуховой наблюдательности».

Очень важно при этом, что первая реакция ребенка направлена на целое, связное, музыкально осмысленное, а затем уже переходит на  составные элементы. Другими словами в основе детского восприятия, как правило, лежит длительная концентрация, а не короткие отдельные импульсы. Следовательно, восприятие музыки формируется от воздействия целого к усвоению деталей, от содержания и характера к строению ткани.  Итак, после известного периода созревания в дошкольном возрасте, ребенок, наконец, допускается к инструменту. Сразу появляется масса новых незнакомых задач: посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения, ноты, счет, паузы, ключи и т. д.

Пианистам, обычно, приходится иметь дело с двумя ключами –  басовым и скрипичным. Начинающего очень сбивает наличие разных ключей,а между тем на самом деле эта трудность может быть значительно уменьшена. Допустим, есть две строки по пяти линеек, и начинающий уже знает, что на первой добавочной линейке пишется нота «до» и что эта же «до» можно написать на такой же добавочной линейке над нижним нотоносцем и что дальше все пойдет подряд вниз.

Среди обилия решаемых задач важно не упустить основную: – в этот ответственный период не только сохранить, но и развить интерес к музыкальным занятиям.

Это зависит от многих условий, среди которых немаловажную роль играет личность педагога и его контакт с учеником.

Занятия с учеником, это творческий процесс. Всё, чему мы хотим научить,  следует не диктовать, а совместно как бы заново открывать, включая ученика в активную работу.

Ученик верит учителю и через него еще больше любит музыку. Если учитель, показывая простую песенку, сам поддается ее обаянию и умеет воодушевиться ее настроением, ему легче передать это настроение и воодушевление ученику. Такое совместное переживание музыки, наиважнейший контакт, который часто бывает решающим для успехов ученика и в более старшем возрасте.

НЕ следует часто подчеркивать ученику его недостатки, например, внушать ему, что он - лентяй. В данном случае, внушение - опасный метод, которым лучше пользоваться для воспитания положительных сторон.

Ребёнку свойственно конкретное мышление, поэтому каждая музыкальная задача должна быть выражена непосредственно в звуке, темпе, ритме и соответствующих игровых приёмах. Говорить лучше меньше, но сказанное должно быть ясным, конкретным и метким. Например, определив характер и настроение пьесы, нужно сразу же найти звуковую окраску, пульс движения, элементарные нюансы, а также технические средства, вытекающие из характера пьесы и помогающие ярче раскрыть ее образное содержание.

 

 

II.               Навыки разбора и чтения нот. Наполнение смыслом процесса разучивания. Концентрация внимания и слуховой контроль.

 

Рассматривая задачу, как наполнить смыслом процесс работы и развить длительную концентрацию внимания ребёнка, следует остановиться на одном из главных условий. Это условие заключается в том, чтобы научить разбирать музыку и научить разучиванию. Ведь что такое разбор? Это первое знакомство, первое ощущение, первое впечатление. Очень важно, чтобы оно пробуждало интерес, а не гасило его.

В качестве материала следует выбирать пьесы, доступные ученику по трудности, разнообразные по характеру музыкальных и технических задач, ясные по строению музыкальной ткани. Главная цель при этом заключается в том, что бы как можно быстрее перейти от разрозненного процесса складывания отдельных звуков к слитному процессу исполнения. Только в условиях связного и цельного исполнения формируется художественно – музыкальная задача, которая определяет пути дальнейшей работы. Поэтому достижение связного процесса (без ошибок и остановок) должно быть целью первого этапа.

Мне бы хотелось подчеркнуть роль мышления и необходимость его развития для успеха в решении поставленных выше задач. Прежде всего, развивая навыки разбора и разучивания пьес, следует с первых шагов добиваться, что бы ученик воспринимал нотный текст сразу группами по2-3-4 ноты, в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты, или слова (если это песня).

По существу разбор группами начинается задолго до того, как ученик разучит ноты. Вспомним, что с первых встреч с учеником мы занимались с ним разучиванием простых песенок, пользуясь способом «показа с рук» или подбиранием послуху. Приходили ли кому-нибудь в голову при этом дробить мотив песни на отдельные звуки? Никогда! Обычно мы показываем такие песенки целиком или частично (мотивами, фразами), в зависимости от величины песни и от восприимчивости ученика. Почему же, переходя к разбору по нотам, мы зачастую разрушаем этот правильный подход к музыке и превращаем процесс разучивания красивой мелодии в бессмысленное и медленное складывание отдельных звуков.

Для иллюстрации приведём 2 примера разбора простейшей песенки. Перед нами ученик, который знает клавиатуру и, в известных пределах, нотный стан. Он уже приобрёл элементарные навыки звукоизвлечения. Представим, что этот ученик без помощи педагога, разбирает сам маленькую пьесу «Василёк». Процесс будет выглядеть, примерно так: опознавание ноты, поиски клавиши и, наконец, извлечение звука. Этот цикл будет повторяться на каждой ноте вне мелодической связи, вне ритмической пульсации. При такой работе ученик теряет интерес к пьесе. Совершенно по-иному будет проходить разучивание этой пьески с помощью педагога. Для ускорения процесса разбора применим способ чтения текста группами нот.

Педагог: «Назови первые три нотки»

Ученик это сделает быстро «фа, фа, ми».

- «Сыграй их» выполняет также без затруднений.

- «Назови следующие три ноты»

- «Сыграй их»

- «Теперь сыграй целикам»

- «Сыграй и спой»

- «Теперь сыграй без пения. Послушай, как звучит. Тебе нравится?»

- «Не забывай, что это цветок красивый, нежный, да еще любимый!»

- «Это же песня. Пусть твои пальцы споют глубоко и красиво»

- «А может быть так лучше?» (Показать). «Послушай. Посмотри. Немного приподними руку  мягко, но глубоко опускай. Кончик пальца! Слушай, как он звучит. Вся красота звука в нём.

- «А теперь нравится? Мне тоже. Запомнил? Знаешь, как играть дома?»

  Сравнивая эти два примера разучивания простой пьесы, мы убедимся, что во втором случае (с помощью педагога) в разборе появилось больше смысла, концентрации внимания стала длительной, повысился слуховой контроль и ученик быстро добился исполнения связной фразы. Цельность исполнения, в свою очередь, определила связный и плавный процесс игровых движений. А главное, помогая ученику охватить пьесу, мы сократили время на так называемую «черновую работу» и получили возможность направить внимание на художественно-музыкальные задачи. При этом в самом разборе сформировались контуры музыкальной фразировки и игровых движений. В результате у ученика повысился интерес к самому процессу разучивания.

Однако это только одна сторона работы – внести смысл, в процесс разучивания, сократить время и повысить интерес. Параллельно следует развивать навыки непрерывного чтения нот, а следовательно, непрерывного внимания.

Решая эту задачу, необходимо преодолеть инертность и скачкообразность мышления, свойственные ребенку; надо добиться длительной концентрации внимания и плавной непрерывности мышления, идущего несколько впереди движения рук, тем самым обеспечить цельность игрового процесса.

Для этой цели уже в начальном периоде (как только ученик освоил ноты и простейшие ритмические деления) рекомендуется систематически игратьлегкие пьесы в четыре руки с преподавателем.

 

 О развитии музыкальной памяти.

 

А. Гольденвейзер настоятельно рекомендует, когда пьеса разобрана, надо, прежде всего, выучить ее на память. Это совсем не значит, что надо отрешиться от нот, как бы твердо вы не знали пьесу на память, ноты во время занятий должны быть всегда открыты и необходимо постоянно проверять себя по нотам и освежать текст в памяти. Мы должны воспитывать у учащихся сознательную память.

Не следует добиваться, что бы учащийся хорошо играл, прежде чем он знает наизусть пьесу. Сначала надо выучить на память, а потом уже учить технически а не наоборот.

 

     Общее музыкальное воспитание и профессиональное обучение музыке.

 

Музыкальное воспитание должно пронизывать обучение детей и в школе, и в семье. Каждый ребенок, если только он не глух от природы, обладает в большей или меньшей степени музыкальными способностями, которые следует развивать; поэтому музыке нужно учить всех в той или иной форме, а воспитывать профессиональными музыкантами нужно не только не всех, но лишь очень немногих. Ничего на свете нет более несчастного, бесполезного и ненужного, чем безголосый певец, плохой пианист и т. п.

Александр Гольденвейзер предостерегает преподавателей от того, чтобы не слишком обременяли профессиональными навыками тех детей, которые музыкантами-профессионалами никогда не будут.

 

О музыкантах педагогах.

 

Если ты не любишь ученика, ты не будешь хорошим педагогом. Все мы, занимающиеся этим трудом, раздражающим нервы делом, иногда кричим, нервничаем, но дети на это редко обижаются. Но есть то, что учащийся никогда не простит педагогу: если, когда вы занимаетесь и у вас уже было десять учеников, в это время открывается дверь и входит одиннадцатый, и у вас на лице написано: какая досада, еще один идет! – этого ученик вам никогда не простит. Как бы вы не устали, вы должны давать урок так, как будто вам особенно приятно в данную минуту заниматься именно этим делом. Как только ученик почувствует, что вы занимаетесь с ним со скукой и с отвращением, он вам этого простить не сможет.