Поиск по сайту

Образовательная программа «Фортепиано»

Образовательная программа «Фортепиано» рассчитана на детей от 6 до18 лет. Сроки обучения составляет 7 лет для детей, поступающих в возрасте 6-9 лет и 5 лет для детей, поступающих в возрасте 10-11 лет. Основная форма учебно-воспитательной работы – индивидуальные занятия. Уроки проводятся два раза в неделю по 45 минут.

Образовательная программа “Фортепиано” имеет художественно-эстетическую направленность, является модифицированной и разработана на основе Программы «Фортепиано» для учебных заведений культуры и искусства дополнительного образования  – М., 2002 г., утвержденной Министерством культуры Московской области, Московским областным учебно-методическим центром.

При этом программа “Фортепиано” имеет свои отличительные от базовой программы особенности. Концепция программы основывается на следующих принципах:

  • общее развитие детей, независимо от первоначального уровня способностей, в том числе детей с неяркими музыкальными данными;

  • выявление и развитие общемузыкальных и творческих задатков детей;

  • создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний;

  • создание и пополнение “слухового багажа” на примерах мирового культурного музыкального наследия;

  • расширение кругозора посредством посещения театров, музеев, выставок, а также чтением популярной музыкальной литературы.

 

Цель и задачи образовательной программы «Фортепиано»

Цель: воспитание социально-активной личности средствами музыкального искусства через развитие музыкальных способностей посредством обучения игре на фортепиано.

Задачи:

образовательные:

  • обучение игре на фортепиано (чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по слуху, основы аккомпанирования);

  • обучение основам музыкальной грамоты;

  • формирование технических навыков игры на фортепиано.

развивающие:

  • развитие основных музыкальных способностей (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальная память);

  • развитие мышления, воображения, восприятия;

  • физическое развитие (двигательные навыки, координация движения, осанка, выносливость).

воспитательные:

  • воспитание интереса к музыкальному искусству;

  • воспитание черт характера (трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность);

  • воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений, личностной активности.

 

Организация учебного процесса образовательной программы «Фортепиано»

На первом этапе обучения главной задачей является введение ученика в мир мелодических образов, развитие у него элементарных навыков выразительного исполнения одноголосных мелодий, владения простейшими игровыми приемами чередования рук в одноголосном позиционном изложении. Уже при исполнении одноголосных мелодий у ребенка зарождаются первые представления о характере мелодий, фразе, цезуре, дыхании, сходстве и контрастности мелодических построений, вырабатывается слуховое различие простейших длительностей. Происходит знакомство с итальянскими обозначениями темпов, динамики. Кроме того, ученик подбирает по слуху несложные песенные мелодии. Предусматриваются две взаимосвязанные методические задачи: постепенное усложнение воспринимаемых мелодических образов и закрепление музыкально-двигательных навыков.

Следующим этапом является слуховое и исполнительское усвоение двухэлементной ткани, воспроизводимой обеими руками одновременно. Это координация движений рук и звуковых ощущений. Разучиваются также пьесы с элементами полифонии – наличие в них доступной для учащихся народно-хоровой подголосочной фактуры, контрастных сопоставлений голосов и имитационной структуры. При работе над произведениями подвижного характера вместе с развитием слуховой и ритмической сферы формируются необходимые технические навыки, своевременное овладение которыми обязательно. При их изучении значительное внимание уделяется темповой устойчивости, ритмической и динамической ровности и четкости, артикуляционной ясности. Одним из важнейших условий преодоления этих трудностей является согласование пианистических приемов с пульсацией ритма, мелодическим дыханием, артикуляционными штрихами.

Приобщение ученика к произведениям крупной формы происходит на материале вариационных циклов и сонатин. Учебно-педагогический репертуар постепенно расширяется за счет более сложных в жанрово-стилистическом и фактурном отношениях произведений. Слуховая сфера ученика и его сознание все больше вовлекаются в идейно-художественное содержание музыки, ее формы, выразительных средств, приемов овладения фактурными трудностями.

Задача целенаправленного развития музыкального мышления решается в результате поисков наиболее эффективных средств воздействия на ученика в его работе над исполнительской задачей любой сложности. Средства эти чрезвычайно многообразны. В них органично взаимосвязаны целостный исполнительский показ, теоретический и исполнительский анализ, образно-словесное раскрытие характера трактовки, расшифровка авторских и редакторских ремарок в тексте и т.п.

Музыкально-художественное развитие пианиста происходит в условиях глубокого восприятия образного строя изучаемых произведений, исполнительские же средства подчиняются постепенно вызревающим музыкальным представлениям.

 

Организация воспитывающей деятельности образовательной программы «Фортепиано»

Основной задачей каждого занятия является создание интереса к музыке и обучение пианистическим навыкам. Для этого необходимо изучение реальных музыкальных способностей детей, подбор репертуара и выбор методов и приемов обучения таким образом, чтобы развитие и совершенствование у детей музыкального слуха, голоса, исполнительских способностей и т.д. стало не целью, а средством воспитания интереса, а впоследствии – любви к музыке.

Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное развитие ученика. Необходимым элементом развития является также и расширенная воспитательная работа. Ее основные направления: воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интерес к труду и умение работать. Воспитательная работа не рассматривается как дополнение к учебному процессу, а составляет с ним органическое единство. Особое внимание уделяется воспитанию любви к народной музыке и пониманию роли народного начала в искусстве. Особая форма воспитательной работы – просветительская организация и проведение концертов силами учеников и их родителей.

 

Ожидаемые результаты освоения образовательной программы «Фортепиано»

В результате реализации данной программы учащийся освоит основы музыкальной грамоты, овладеет основами музыкально-эстетических, музыкально-теоретических и музыкально-практических видов деятельности, будет уметь артистично исполнять на фортепиано музыкальные произведения и, пользуясь простейшими художественными сравнениями, описывать характерные черты музыкального произведения и их взаимодействие в музыкальном образе.