Поиск по сайту

ПОЛОЖЕНИЕ
о школьной теоретической игре-викторине
по музыкальной литературе «Музыкальные знатоки»
среди учащихся VI классов (3-й год обучения)

Цели олимпиады:

  • Формирование самомотивации деятельности к познанию и повышению уровня теоретических знаний и музыкальной памяти;

  • Выявление и поддержка наиболее способных и перспективных учащихся;

  • Повышение качества подготовки учащихся по предмету музыкальная литература;

  • Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;

  • Укрепление интереса учащихся к предмету музыкальная литература.

1. Задачи:

Образовательные:

  • закрепление полученных знаний на уроках музыкальной литературы (первый, второй и третий годы обучения) в IV, V, и VI классах;

  • совершенствование практических навыков и умений по пройденным темам.

Развивающие:

  • развитие потребности в обновлении и расширении объема знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, классическом наследии зарубежных и отечественных композиторов, о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • развитие слуховых музыкально-аналитических навыков;

  • развитие быстроты мышления.

Воспитательные:

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству, потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании;

  • расширение музыкального кругозора учащихся.

 

2. Условия проведения игры-викторины:

Школьная игра-викторина по музыкальной литературе проводится во втором полугодии учебного года. В игре-викторине принимают участие учащиеся VI классов (семилетнего курса обучения) преподавателей: Демчинской Л.В, Метелевой Т.С. Срок проведения игры-викторины 29.02.12 г. в кабинете № 4. Начало олимпиады в 19.00

Автор и ведущая игры-викторины «Музыкальные знатоки» – Демчинская Л.В.

 

3. Жюри олимпиады:

В состав жюри входят представители администрации школы, зав. Теоретическим циклом, преподаватели теоретических дисциплин.

Жюри имеет право по своему усмотрению:

  • присуждать не все дипломы и соответствующие им названия лауреатов;

  • делить места между участниками олимпиады;

  • награждать специальными дипломами.

Решение жюри олимпиады обсуждению и пересмотру не подлежит.

Допускаются изменения в составе жюри в случае непредвиденных обстоятельств.

 

 

4. Подведение итогов олимпиады:

Выполнение заданий оценивается по сумме набранных баллов:

  • каждый элемент задания оценивается 2 баллами.

  • неполный ответ оценивается 1 баллом.

  • неполный ответ может дополнить только участник данной команды, получив, таким образом, 1 балл.

  • невыполненное задание – 0 баллов.

 

5. Награды:

Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов награждаются дипломами за I, II, III места и получают звание «Лауреат школьной теоретической игры-викторины «Музыкальные знатоки» по музыкальной литературе среди учащихся VI классов» по семилетнему курсу обучения.

 

6. Требования:

  1. Знание теоретического материала за первый, второй и третий годы обучения по предмету музыкальная литература.

  2. Знание музыкальных произведений композиторов в курсе программы первого, второго и третьего годов обучения по предмету.

 

7. Оборудование и наглядный материал:

  1. TV;

  2. Компьютер;

  3. Музыкальный центр;

  4. Игровое поле;

  5. Игровой кубик;

  6. Игровые фишки;

  7. CD диск с фрагментами музыкальных произведений зарубежных и русских композиторов;

  8. Электронная презентация игры-викторины в Microsoft Power Point;

  9. Аудиопособие (Кушнир М.Б., ТД Ландграф).

 

8. Правила игры:

Игровое поле содержит ярлычки с пустым изображением и с изображением «скрипичного ключа». Стрелки указывают направление «хода».

Игровой кубик определяет количество «ходов» фишки и вопрос участника игры.

Ярлычок с пустым изображением – теоретический вопрос.

Ярлычок с изображением «скрипичного ключа» - музыкальный вопрос.

Теоретический вопрос участники игры видят на экране.

Музыкальный вопрос содержит фрагмент музыкального произведения и воспроизводится на музыкальном центре.

Игра-викторина содержит 39 теоретических вопроса и 17 вопросов с фрагментами музыкальных произведений, в которых надо определить композитора и название произведения.

Участники игры делятся на две команды. Во время игры соблюдается очередность вопросов для каждого члена команды. Каждый ответ оценивается двумя баллами. Если ответ содержит неполную информацию – участник получает один балл. Участник, дополнивший неполный ответ другого игрока, получает 1 балл. Если ответ неправильный, то право ответа переходит к члену команды участника Каждый игрок должен пройти по игровому полю до последнего вопроса.

 

9. Теоретические вопросы

1.

Назовите композитора эпохи барокко:

А) А. Вивальди

Б) В.А. Моцарт

В) Л.В. Бетховен

Г) Й. Гайдн

2.

Как называется инструментальный цикл, основанный на контрастном чередовании разных танцев?

3.

Кому принадлежат сочинения: «Бранденбургские концерты», «Страсти по Матфею»

А) И.С. Бах

Б) Л.В. Бетховен

В) Ф. Шопен

Г) Й. Гайдн

4.

Что такое увертюра?

5.

Кто написал оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»

А) В.А. Моцарт

Б) Л.В. Бетховен

В) Ф. Шуберт

Г) Н.А. Римский-Корсаков

6.

Кто из этих композиторов не является венским классиком

А) Й. Гайдн

Б) Ф. Шуберт

В) В.А. Моцарт

Г) Л.В. Бетховен

7.

Что такое лейтмотив?

8.

Кто автор симфоний «С тремоло литавр», «Прощальная», «Детская»

9.

Какая музыкальная форма основана на конфликте двух тем

А) вариации

Б) рондо

В) сонатная форма

Г) фуга

10.

Кто написал музыку к драме Ибсена «Пер Гюнт»

11.

Кто написал оперу «Фиделио»?

А) Й. Гайдн

Б) В.А. Моцарт

В) Л.В. Бетховен

Г) Ф. Шопен

12.

Он учился в морском кадетском корпусе, совершил кругосветное плавание на клипере «Алмаз». Но он оставил морскую службу и навсегда посвятил свою жизнь музыке. Кто это?

13.

Кто автор симфонии, в финале которой использован хор?

А) Й. Гайдн

Б) В.А. Моцарт

В) Ф. Шуберт

Г) Л.В. Бетховен

14.

Кто положил начало трем типам симфонизма в русской музыке – эпическому, лирико-драматическому и жанровому?

А) М.И. Глинка

Б) А.П. Бородин

В) А.С. Даргомыжский

Г) М.П. Мусоргский

15.

Это энциклопедия Баховских образов. Великий русский пианист Антон Рубинштейн в своей книге «Музыка и ее представители» называл это сочинение Баха «жемчужиной в музыке». Как называется это сочинение?

16.

Назовите инструменты струнной группы симфонического оркестра

17.

Кто написал больше 100 симфоний?

А) Й. Гайдн

Б) В.А. Моцарт

В) Ф. Шуберт

Г) Л.В. Бетховен

18.

Кто написал «Ночь в Мадриде», «Арагонскую хоту», «Вальс-фантазию», «Камаринскую»?

А) М.П. Мусоргский

Б) А.П. Бородин

В) М.И. Глинка

Д) Н.А. Римский-Корсаков

19.

Кто был руководителем «Могучей кучки» и кто входил в состав этого содружества?

20.

Кого называют отцом симфонии и квартета?

А) В.А. Моцарта

Б) Л.В. Бетховена

В) Й. Гайдна

Г) И.С. Баха

21.

Какая из этих опер написана на сюжет А.С. Пушкина?

А) «Борис Годунов»

Б) «Снегурочка»

В) «Князь Игорь»

Г) «Иоланта»

22.

Какое музыкальное произведение было создано под впечатлением выставки работ художника и архитектора Виктора Гартмана?

23.

К жанру симфонии относится:

А) «Картинки с выставки»

Б) «Богатырская»

В) «Хованщина»

Г) «Спящая красавица»

24.

Как называется вокальная мелодия, напоминающая разговорную речь?

25.

Назовите деревянные духовые инструменты

26.

Кто автор «Неоконченной симфонии»?

А) Л.В. Бетховен

Б) Й. Гайдн

В) Ф. Шуберт

Г) В. А. Моцарт

27.

Великий композитор, выдающийся ученый-химик, крупный общественный деятель, талантливый литератор, дирижер, он играл на флейте, виолончели, рояле, знал несколько языков. Кто это?

28.

Национальное происхождение танцев:

Чардаш, гопак, трепак, лезгинка, полька

29.

Кто написал оперы «Борис Годунов», «Хованщина»?

А) Н.А. Римский-Корсаков

Б) А.П. Бородин

В) М.П. Мусоргский

Г) М.И. Глинка

30.

Кто написал вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»?

31.

Назовите медные духовые инструменты

32.

Национальное происхождение танцев: лендлер, менуэт, полонез, болеро

 

10. Музыкальные вопросы.

  1. И.С. Бах. Токката и фуга ре минор.

  2. И.С. Бах. Французская сюита до минор. Жига.

  3. Й. Гайдн. Симфония № 103, I часть, вступление.

  4. В.А. Моцарт. Симфония № 40, I часть, главная партия

  5. Л.В. Бетховен. Симфония № 5, часть I, главная партия.

  6. Ф. Шопен. Этюд «Революционный» до минор.

  7. Ф. Шопен. Вальс до-диез минор.

  8. Ф. Шуберт. «Ave Maria»

  9. Ф. Шуберт. Музыкальный момент фа минор.

  10. Э. Григ. «В пещере горного короля»

  11. М.И. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье», ст. А. С. Пушкина

  12. М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

  13. М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Романс Антониды.

  14. М.И. Глинка. Вальс-фантазия.

  15. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Песня Варлаама «Как во городе было во Казани»

  16. А.П. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская».

  17. П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик». Танец феи Драже.