Поиск по сайту

Образовательная программа

Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» г. Дзержинского

 

«Принято»

Педсоветом МБОУ ДОД «ДМШ»

Протокол № 1 от 05.09.2012г.

 

I. Образовательные программы.

Обучение в музыкальной школе ведется по девяти образовательным программам (ОП), всего – более 20 направлений обучения:

ОП «Фортепиано»

Направление:

  • Специальное фортепиано

ОП «Струнно-смычковые инструменты»

Направление:

  • Скрипка

ОП «Народные инструменты»

Направления:

  • Домра

  • Балалайка

  • Гитара

  • Баян

  • Аккордеон

ОП «Народное пение»

Направление:

  • Сольное и ансамблевое народное пение

ОП «Духовые инструменты»

Направления:

  • Флейта

  • Кларнет

  • Саксофон

ОП «Ударные инструменты»

Направления:

  • Ксилофон

  • Ударная установка

  • Малый барабан

ОП «Эстрадные инструменты»

Направления:

  • Бас-гитара

  • Электрогитара

ОП «Раннее развитие музыкальных способностей»

Направления:

  • Комплексные развивающие занятия, включающее игры и упражнения, направленные на развитие танцевально-двигательных навыков, художественно-изобразительных способностей, музыкальных способностей, эмоционально-коммуникативной сферы, мелкой моторики, речи.

ОП «Ранняя профессиональная ориентация»

Направления:

  • Инструментальное и вокальное исполнительство

 

Контингент учащихся ДМШ на 1 сентября 2012 учебного года составил - 376 человек.

Преподавательский состав: 42 человека. Высшую категорию имеют - 15 чел., I категорию - 7 чел., II категорию - 17 чел.

9 преподавателей отмечены Почетными грамотами Министерства образования Московской области, звание «Почетный работник общего образования РФ» имеют 4 преподавателя, знаком губернатора Московской области «Благодарю» отмечены 2 преподавателя.

Школа обеспечивает в полном объеме материально-технические условия ведения образовательного процесса:

  • 3 класса специально оборудованных для музыкально-теоретических групповых занятий

  • 1 хоровой класс

  • 1 хореографический класс

  • 1 концертный зал

  • 12 классов для индивидуальных занятий

  • музыкальные инструменты в достаточном количестве.

Школа укомплектована полностью преподавателями и концертмейстерами:

71 % имеют высшее образование или учатся в вузах

29 % имеют среднее профессиональное образование

 

II. Базисные основы и особенности содержания образования

Концептуальной основой образовательной программы Детской музыкальной школы стали:

  1. Конституция Российской Федерации, принятой 12.12. 1993 г.;

  2. Федеральный закон от 10.07.1992 г. № 3269-1 «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями);

  3. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (в редакции федеральных законов от 23.06.1999 № 115-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ);

  4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.)

  5. Типовое положение «Об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (с последующими изменениями и дополнениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. № 504;

  6. Устав МБОУ ДОД «ДМШ» от 25.11.11 Пр. № 665-ПГА;

  7. Программа развития Детской музыкальной школы на 2008-2013 годы;

  8. Примерные учебные планы образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств, рекомендованные Министерством культуры Российской Федерации в 2003 году (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 23.06.2003 № 66-01-16/32);

  9. Примерные учебные планы образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств Федерального агентства по культуре и кинематографии, рекомендованные Министерством культуры и массовых коммуникаций (письмо от 02.06.2005 № 1814-18-17.4).

 

Образовательная программа ДМШ обеспечивает сочетание:

  • принципов специализации (профессиональное ориентирование) и универсализации (формирование широкого спектра компетенций учащихся);

  • высокого качества подготовки учащихся на основе личностно-ориентированного подхода;

  • академической направленности образовательного процесса и свободы педагогического поиска, творчества преподавателей и учащихся;

  • преемственности ступеней обучения, непрерывности образовательно-воспитательного процесса;

  • коллективной направленности организации педагогического процесса и возможности реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

 

Образовательная программа Детской музыкальной школы обеспечивает удовлетворение потребностей и запросов родителей, детей и подростков в возрасте от 4 до 18 лет.

Образовательный процесс строится на использовании вариативных подходов и адаптации образовательных программ к способностям и возможностям каждого обучающегося.

В образовательной программе предусматриваются различные по срокам циклы обучения 5 и 7 лет. Предусмотрена возможность выбора одного из трех уровней сложности курса:

  • профессионально-ориентированный курс (программы повышенного уровня)

  • основной курс

  • облегченный курс.

Обучение всех учащихся на начальной стадии I(0) - IV классы) производится по единым планам и графикам учебного процесса с последующей дифференциацией обучения (V - VII классы) по основному или облегченному варианту учебного плана в зависимости от проявленных способностей, желания обучающихся и их родителей.

Уникальными являются программы ранней профессиональной ориентации (1-2 года обучения), в рамках которых осуществляется предпрофессиональная подготовка к дальнейшему овладению различными профессиям в сфере культуры и искусства: музыкант-исполнитель, преподаватель, звукорежиссер и др. Программы адаптированны для подготовки выпускников школы и к поступлению в образовательные учреждения культуры и искусства среднего и высшего профессионального образования.

 

III. Структура образовательного процесса.

Возраст обучающихся

Образовательная программа

Учебные предметы (дисциплины)

От 4-х до 6-ти лет Срок обучения - 1 год, 2 года

«Раннее развитие музыкальных способностей»

Ритмика, сольфеджио, хор. Предметы по выбору: хореография, народное пение, музыкальный инструмент.

От 6-ти до 14 (16) лет

Срок обучения 5 и 7 лет

«Фортепиано»

Основной и облегченный курс

Музыкальный инструмент, чтение с листа, аккомпанемент, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль), предметы по выбору.

От 6-ти до 14 (16) лет

Срок обучения 5 и 7 лет

«Струнно-смычковые инструменты»

Основной и облегченный курс

Музыкальный инструмент, чтение с листа, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль), предметы по выбору.

От 6-ти до 14 (16) лет

Срок обучения 5 и 7 лет

«Народные инструменты» Основной и облегченный курс

Музыкальный инструмент, чтение с листа, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль), предметы по выбору.

От 6-ти до 14 (16) лет

Срок обучения 5 и 7 лет

«Народное пение»

Основной и облегченный курс

Ансамбль (хор), музыкальный инструмент, сольфеджио, народное творчество, слушание музыки, музыкальная литература,

народный танец, предмет по выбору.

От 6-ти до 14 (16) лет

Срок обучения 5 и 7 лет

«Духовые инструменты»

Основной и облегченный курс

Музыкальный инструмент, чтение с листа, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль), предметы по выбору.

От 6-ти до 14 (16) лет

Срок обучения 5 и 7 лет

«Ударные инструменты» Основной и облегченный курс

Музыкальный инструмент, чтение с листа, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль), предметы по выбору.

От 6-ти до 14 (16) лет

Срок обучения 5 и 7 лет

«Эстрадные инструменты» Основной и облегченный курс

Музыкальный инструмент, чтение с листа, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, основы импровизации, современная музыка, коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль), предметы по выбору.

От 14 (16)

до 15 (18 лет) Срок обучения - 1 год, 2 года

«Ранняя профессиональная ориентация» (повышенный уровень)

Музыкальный инструмент или сольное пение, сольфеджио, музыкальная литература, коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль), предметы по выбору.

Образовательная программа предусматривает широкое использование возможностей предмета по выбору (школа предлагает 15 различных предметов по выбору) для применения на практике методов дифференцированного обучения и индивидуального подхода.

В образовательной программе школы заложены такие формы отчета по предметам по выбору, как открытые концерты, игровые мероприятия, которые позволяют широкому кругу родителей и учащихся осознать особую роль предметов по выбору в развитии каждого ребенка.

Введение предметов по выбору обосновано стремлением более полно пройти основную образовательную программу выбранного направления.